Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


От диалога — к народовластию

12.12.2017

Конституция — главный нормативно-правовой акт, на котором строится вся наша жизнь, отношения человека, общества и государства. Каждое его положение служит ориентиром большой работы по обеспечению прав и свобод человека. Реализуемая Стратегия действий в 2017—2021 годах нацелена в первую очередь на создание условий для обеспечения конституционных гарантий.

Глава нашего государства в докладе на торжественном собрании, посвященном 25-й годовщине принятия Конституции, обозначил ряд важнейших задач, и первая из них — в ежедневной деятельности государственных органов должен беспрекословно обеспечиваться конституционный принцип приоритета прав и свобод человека.

«Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» — эти слова должны стать для руководителей всех уровней главным постулатом.

Для осуществления данной задачи за прошедший год была создана новая институционально-правовая платформа. Она позволила за достаточно короткий отрезок времени кардинально развернуть деятельность государственных органов на изучение реальных проблем каждого конкретного человека и их решение — от непосредственной индивидуальной помощи до принятия необходимых законодательных актов.

Механизмы диалога внедрены в работу всех госструктур и всех ветвей власти. Так, введение в практику палат парламента выездов в районы, подворных обходов, встреч с населением, с предпринимателями способствовали совершенствованию контрольно-аналитической, законотворческой деятельности, а также усилению работы по доведению до граждан сути и значения принимаемых законов, повышению правовой культуры и правосознания. Надо сказать, люди долго ждали возможности открытого диалога. Об этом говорит тот факт, что заявления, жалобы, предложения с мест продолжают поступать в адрес депутатов и сенаторов не только во время выездов на места, но и в палаты Олий Мажлиса.

Для решения наиболее острых проблем, например, по обеспечению доступности, повышению качества медицинских услуг на местах, а также обеспечению эффективности профилактики правонарушений и борьбы с преступностью при палатах парламента образованы специальные комиссии, ставшие координационными центрами всего парламентского контроля. Расширены конституционные полномочия Сената и Законодательной палаты по регулярному заслушиванию министров внутренних дел и здравоохранения.

Виртуальные приемные, «горячие линии», выездные приемы и другие механизмы обратной связи с населением используются практически всеми госструктурами. Выездные суды также стали важной частью их деятельности, так как позволяют узнать, как говорится, из первых уст, мнение жителей махаллей, старейшин, родственников подсудимого и с учетом этого принять наиболее справедливое решение.

Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан, народные приемные сразу же стали востребованными у населения, так как сдвинули с мертвой точки многие вопросы, годами висевшие в воздухе. На настоящий момент только в Виртуальную приемную главы государства уже поступило около полутора миллионов обращений и около 1 миллиона 400 тысяч уже рассмотрены. Ежедневно приходят люди и в народные приемные, где их встречают не только сотрудники новой структуры, но и руководители всех уровней. За один год ими было рассмотрено около 1,5 миллиона обращений.

В своем докладе глава государства выступил с предложением об объединении соответствующих функций всех государственных организаций и центров «Одно окно» при Министерстве юстиции для организации эффективного оказания государственных услуг через народные приемные. Предусматривается, что данными вопросами непосредственно будет заниматься Служба по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента страны. В ее составе будет образована новая структура — Агентство оперативных государственных услуг.

Это уже совершенно новый уровень взаимодействия государства и общества, при котором в разы возрастет оперативность и качество госуслуг за счет использования возможностей ИКТ. Переход будет осуществлен на основе передового опыта зарубежных стран, где подобная система обратной связи уже успешно функционирует. Таким образом система госслужбы обретает абсолютно современные черты, соответствующие требованиям настоящего момента и динамике осуществляемых в стране преобразований.

Учреждения и структуры, оказывающие государственные услуги, будут обслуживать население, выезжая непосредственно на места, в махалли. Народные приемные в областях, городах и районах будут координировать и контролировать эту работу.

По сути через эффективный диалог осуществляется народовластие, являющееся главным конституционным принципом в нашей стране, обеспечивается открытость госорганов для населения, самое главное — не на словах, а на деле обеспечиваются права, свободы и законные интересы граждан.

Эгамберган РУЗМЕТОВ,
член Комитета по вопросам бюджета
и экономических реформ Сената
Олий Мажлиса.

 

http://narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/sijosat/item/11590-1

 

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан