Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


От подотчетности — к дисциплине

12.09.2017

В целях дальнейшей реализации широкомасштабных реформ, создания совершенно новой и эффективно функционирующей системы государственного управления указом главы государства от 8 сентября 2017 года утверждена Концепция административной реформы в Республике Узбекистан.

В ней важное место занимают меры по усилению роли и влияния представительных органов власти в социально-экономическом развитии территорий посредством осуществления парламентского и общественного контроля.

С начала текущего года по инициативе Президента Шавката Мирзиёева в практику контрольно-аналитической деятельности парламента и Кенгашей народных депутатов областей, районов и городов внедрены новые механизмы работы. Они основаны на непосредственном диалоге с гражданами, выявлении реальных проблем и задействовании всего инструментария полномочий для их решения вплоть до разработки и внедрения необходимых правовых основ.

Результаты изучения в течение десяти дней каждого месяца положения дел на местах сенаторами и депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса обобщаются и вносятся на обсуждение в соответствующий Кенгаш. По всем самым острым вопросам депутаты на местах заслушивают соответствующих руководителей — правоохранительных, налоговых, финансовых органов, управлений образования, здравоохранения. Изучение позволило поднять на поверхность наибольшее количество проблем в таких важнейших сферах, как здравоохранение, борьба с преступностью и профилактика правонарушений. Поэтому именно эти два направления были поставлены на особый контроль палат парламента — с за-слушиванием на местах руководителей низовых звеньев и по вертикали управления — с заслушиванием министра здравоохранения в Законодательной палате Олий Мажлиса и министра внутренних дел — в Сенате.

Апробация такой системы отчетности в течение семи месяцев показала свою эффективность прежде всего повышением ответственности органов исполнительной власти, обеспечением их открытости, конкретными результатами по устранению недостатков.

Концепцией административной реформы предусматривается внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством программного бюджетирования и введения практики заслушивания отчетов руководителей представительными органами власти.

Кроме того, намечено обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах посредством пересмотра статуса хокима в качестве главы органа местной представительной власти с сохранением за ним статуса главы исполнительной власти на местах и созданием секретариата Кенгашей народных депутатов. Подобный подход усилит подотчетность органов исполнительной власти перед представительной. Комиссией Сената по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах выработаны рекомендации по выдвижению в депутаты Кенгашей кандидатов, не занимающих руководящие должности в структуре исполнительной власти. Утвержден порядок внесения в повестку дня и заслушивания на заседаниях местных Кенгашей соответствующих руководителей госорганов, а также порядок принятия по нему решения и осуществления контроля за его исполнением. Таким образом значительно повышается роль и ответственность органов государственной власти на местах, особенно Кенгашей народных депутатов, по контролю за деятельностью территориальных подразделений органов исполнительной власти.

В соответствии с Концепцией административной реформы будут продолжены поиск и формирование новых эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных прежде всего на предупреждение коррупционных проявлений, безусловную реализацию Стратегии действий, укрепление исполнительской дисциплины.

Как сказано в Концепции, конечным результатом эффективной реализации административной реформы должно стать полноценное воплощение в жизнь идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

В настоящее время в разработке находится проект новой редакции закона «О государственной власти на местах». На данном этапе развития нашей страны и в соответствии с Концепцией административной реформы он будет существенно отличаться от действующего и направлен на создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, а также на создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.

Толибжон МАДУМАРОВ,
председатель Комиссии
по содействию активизации деятельности
представительных органов власти на
местах Сената Олий Мажлиса

http://www.narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/zhamiyat/item/10596-ot-podotchetnosti-k-distsipline

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан