Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Акт прощения и милосердия

10.12.2017

Впервые в истории нашей страны Президентом принят указ о помиловании 2 700 осужденных, в том числе об освобождении из колоний по исполнению наказания 956 лиц, совершивших преступления в силу разных обстоятельств, искренне раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления, которые положительно характеризуются по месту жительства и в учреждениях по исполнению наказания.

Принятие этого акта является историческим событием, ярким проявлением политической воли руководства страны к построению действительно гуманного правового государства, в котором человек, его свобода, права, честь и достоинство являются высшей ценностью.

В Конституции Республики Узбекистан четко закреплено, что Президент страны выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Одним из исключительных полномочий главы государства определено осуществление помилования лиц, осужденных судами Республики Узбекистан. Указ Президента принят в преддверии 25-летия Конституции и еще раз подтверждает глубокое значение Основного закона для каждого гражданина Узбекистана и государства. В то же время данный указ мы рассматриваем как логическое продолжение реформ, осуществляемых на основе Стратегии действий и направленных прежде всего на обеспечение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, либерализацию всей судебно-правовой системы.

Помилование является одним из общепризнанных в мире фундаментальных прав человека. Важное место данному институту отведено в Международном пакте о гражданских и политических правах, который предусматривает, что «каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях». Институт помилования представляет собой акт индивидуального милосердия к лицу, осужденному судом за совершение какого-либо преступления.

Сущность помилования определяет несколько значимых моментов. Оно осуществляется главой государства, а значит — в интересах государства и народа, исключая влияния других лиц. Прощение и милосердие воспринимаются человеком как забота государства о его судьбе, что дает огромный превентивный эффект. Они стимулируют всех, кто находится в местах лишения свободы к законопослушному поведению и стремлению встать на путь исправления, что и является главной целью уголовного наказания.

В законодательстве Узбекистана помилование трактуется как акт проявления гуманизма в отношении осужденного лица, освобождающий полностью или частично от наказания или заменяющий назначенное судом наказание другим, более мягким. Оно осуществляется в отношении конкретного осужденного и не является обстоятельством, оправдывающим его и устраняющим факт совершения преступления.

В соответствии с распоряжением Президента «О мерах по подготовке материалов о помиловании осужденных лиц, отбывающих наказание в учреждениях по исполнению наказания, в связи с двадцать пятой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан» специально созданными рабочими группами совместно с Комиссией по вопросам помилования при Президенте Республики Узбекистан с выездом на места проделана большая работа по изучению дела и личности каждого осужденного. При этом учитывались многие аспекты, например, искренне ли раскаяние, не представляет ли человек опасности для общества, каково состояние его здоровья. Актом о помиловании этим осужденным предоставлена возможность скорейшего воссоединения с семьей и возвращения в общество, самое главное — свобода.

За прошедший период на основе внедрения эффективных механизмов диалога с народом, рассмотрения обращений граждан в нашей стране были выработаны новые механизмы обеспечения защиты прав граждан, прежде всего в суде. Предприняты кардинальные шаги по обеспечению независимости, беспристрастности и справедливости суда, беспрепятственного доступа граждан к правосудию. Накануне Президент издал Указ «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности». В нем указывается на то, что только за 10 месяцев 2017 года судами были вынесены оправдательные приговоры в отношении 191 лица, тогда как за последние пять лет было оправдано всего семь лиц. Кроме того, в текущем году органами предварительного следствия по реабилитирующим и другим основаниям прекращено 3 511 уголовных дел. Указом устанавливается запрет на использование в качестве доказательств по уголовным делам данных, полученных с существенными нарушениями процессуального законодательства или незаконными методами, с применением пыток, психологического и физического давления и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников, с нарушением прав граждан. У задержанных теперь будет возможность при заключении под стражу обжаловать в судебном порядке определение о применении данной меры в течение семидесяти двух часов. Все эти и другие меры реализуются во имя человека.

А потому, как свидетельствуют последние исследования, проведенные центром «Ижтимоий фикр», сегодня большинство граждан Узбекистана, а именно 89,6 процента, считают, что осуществляемые под руководством Президента реформы в судебно-правовой системе вселяют большие надежды на укрепление принципа верховенства закона как основного гаранта защиты прав, свобод и законных интересов граждан, построение демократического правового государства.

Фаррух ДАДАХОДЖАЕВ,
председатель Комитета по вопросам обороны
и безопасности Сената Олий Мажлиса.

 

http://www.narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/zhamiyat/item/11590-1

 

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан