Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Реализация права несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних лиц на материальное обеспечение – важная сфера деятельности

28.02.2017

28 февраля 2017 года в хокимияте Кашкадарьинской области состоялось   заседание Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по законодательству и судебно-правовым вопросам с участием депутатов областного Кенгаша народных депутатов, где были обсуждены результаты диалога с народом и изучения состояния реализации прав несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних лиц на получение материального обеспечения в Кашкадарьинской области.

 В заседании приняли участие члены Сената, депутаты  областного, районных и городских Кенгашей  народных депутатов  Кашкадарьинской области, председатели комиссий по делам несовершеннолетних при хокимиятах, представители фонда «Махалла», органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, активисты сходов граждан, а также представители других институтов гражданского общества и средств массовой информации.

На заседании сенаторы отметили, что действенная социальная защита малообеспеченных и нуждающихся семей с несовершеннолетными детьми, неработащих матерей, в том числе несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних лиц является одной из приоритетных задач государства и общества. Гарантии такой защиты закреплены в нормах Конституции Республики Узбекистан, Семейном кодексе, Законе «Об органах самоуправления граждан» и ряде других нормативно-правовых актов.

На совершенствование материального обеспечения  несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних направлены постановления Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе «Год здоровой матери и ребенка» от 9 февраля 2016 года, Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию назначения и порядка выплаты социальных пособий» от 12 декабря 2012 года, «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты  социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям» от 15 февраля 2013 года, «О совершенствовании системы социальной поддержки  детей, лишенных родительской опеки» от 12 августа 2016 года.

Во исполнение данных нормативно-правовых актов  в Кашкадарьинской области  принято и исполнено 149 постановлений, 42 распоряжения и 15 программ по вопросам  реализации прав несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних лиц на получение материального обеспечения. На сегодняшний день в области насчитывается  3, 089 млн. жителей, в том числе 1,087 млн. (37 %) являются несовершеннолетними детьми. Среди населения численность нетрудоспособных  совершеннолетних лиц составляет 1 456 человек. В четырех специализированных государственных образовательных учреждениях  области  для детей с ограниченными возможностями обучается 1 052 незрячих, слабослышащих детей и инвалидов. Для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, за счет спонсоров в городе Карши построено общежитие на 30 мест. 

Отмечалось, что во всех 660 органах самоуправления граждан области в соответствии с Постановлением Кабинета Министров №44 от 15 февраля 2013 года «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты  социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям» созданы комиссии по социальной поддержке, которые назначают пособия и оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям, имеющим детей до двух лет,  нуждающимся семьям с несовершеннолетними детьми до 14 лет и  нетрудоспособным  совершеннолетним лицам. Так, на эти цели в 2016 году   израсходовано 155 млрд. 970 млн. сумов.

На сегодняшний день в области имеются 1838 семей, где по решению суда браки были расторгнуты. Число детей, которых необходимо материально поддерживать, в том числе путем выплаты алиментов составляет 18 168 человек. В производстве районных (городских) отделов Кашкадарьинского управления Судебного департамента находится 17 726 исполнительных дел,  из которых 2 827 родителей своевременно не платят алименты  и таким образом  ставят детей  в затруднительное материальное положение. 

Следует отметить слаженную работу государственных органов власти и негосударственных организаций в сфере изучения материального и духовного состояния семей, занятости населения,  поддержки социально уязвимых слоев населения. В этих  целях  в 2016 году обследовано 714 395 семей, в том числе 160 058 молодых семей. В  процессе диалога с населением выявлено более 30 146 семей, имеющихся проблемы,  которые затем обсуждены на заседаниях комиссий и Кенгаша схода граждан. В результате этого предупреждено свыше 325 семейных конфликтов, пресечены  203 случая вступления в ранний брак, оказана медицинская помощь 15 784 семьям.

Комиссиями по делам несовершеннолетних при областном, районных и городских хокимиятах в 2016 году проведено 223 заседания, на которых рассмотрены 112 вопросов, касающихся профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Проведено 29 проверок в районах и населенных пунктах. В целях содержательной организации свободного времени молодежи комиссиями проведено 5 597 различных воспитательных мероприятий.

О совместной работе, проведенной в 2016 году государственными органами власти и негосударственными организациями Кашкадарьинской области в сфере реализации прав несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних лиц на получение материального обеспечения опубликовано около 2 000 материалов в  средствах массовой информации.

Вместе с тем в ходе обсуждения сенаторами были отмечены некоторые недостатки и упущения, имеющиеся в реализации прав несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних лиц на материальное обеспечение в Кашкадарьинской области. Так, результаты проверок, проведенных областными финансовым и контрольно-ревизионным управлениями свидетельствуют о том, что большинство комиссий по социальной поддержке органов самоуправления граждан не соблюдают нормы Положения о порядке назначения и выплаты  социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям, что приводит  к финансовым нарушениям и злоупотреблениям с их стороны при назначении и выплате  социальных пособий и материальной помощи, а также нецелевому использованию бюджетных средств.  Не проводится мониторинг улучшения положение дел в семьях, получивших социальное пособие и материальную помощь. Фактически самоустранились от осуществления депутатского контроля постоянные комиссии областного, районных и городских Кенгашей народных депутатов, которые в 2016 году ни разу не обсудили на своих заседаниях данные вопросы. Финансовыми органами области несвоевременно представляются органам самоуправления граждан сведения о выделении материальных средств, что становится причиной задержки выделения пособий и материальной помощи малообеспеченным и нуждающимся семьям с детьми.

По итогам обсуждения с учетом высказанных его участниками  предложений и рекомендаций  принято соответствующее решение, направленное на  устранение отмеченных недостатков и дальнейшее совершенствование нормативно-правовых актов в данной сфере.                                                

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

 

 

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан