Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Обеспечение населения лекарственными
средствами – актуальная задача

15.12.2017

15 декабря 2017 года в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялся «круглый стол» на тему «Работа, проводимая по обеспечению населения и лечебных учреждений лекарственными средствами: диалог с населением, практика и международный опыт», организованный Комитетом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования, культуры и спорта.

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы, представители министерств здравоохранения, юстиции, внешней торговли, финансов, экономики, Госкомитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Центрального банка, Торгово-промышленной палаты, Академии наук, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения, Республиканского государственного внешнеэкономического предприятия «Узмедэкспорт», Ташкентского фармацевтического института, субъектов предпринимателства, а также средств массовой информации.

Сенаторы отметили, что в нашей стране особое внимание уделяется удовлетворению потребностей населения в лекарственных средствах и развитию фармацевтической промышленности. Создана и совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база данной сферы. Так, в 2016 году принят Закон Республики Узбекистан «О лекарственных средствах» в новой редакции.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 31октября 2016 года было установлено, что с 1 января 2017 года оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ввозимых по импорту, а также закупаемых у отечественных производителей, осуществляется с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, оптовой реализации – в размерах не более 15 % от покупной стоимости, для розничной реализации – не более 20 % от оптовой цены.

Также Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лицензирования фармацевтической деятельности» от 14 февраля 2017 года установлен порядок, согласно которому с 1 апреля 2017 года лицензирование вида фармацевтической деятельности – розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента. Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 июля 2017 года «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями» обозначен порядок, в соответствии с которым сертификация медицинской продукции осуществляется только органами государственной сертификации, аккредитованными в установленном порядке агентсвом «Узстандарт».

В разрезе регионов страны определены потребности лечебно-профилактических учреждений, внедрена система контроля качества лекарственных средств, создан ГУП «Государственный Центр экспертизы и стандартизации лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники» и его дочерние предприятия в городах Андижане и Самарканде.

В ходе обсуждений участниками «круглого стола» отмечалось, что на сегодняшний день функционирующими в Узбекистане 151 фармацевтическим предприятием выпускается более 2486 наименований лекарственных средств и 199 медицинских изделий, разрешенных к использованию в медицинской практике и прошедших государственную регистрацию. В деятельность 33 отечественных фармацевтических предприятий внедрены международные стандарты качества, 19 из них экспортируют свою продукцию во Францию, Германию и другие страны Европейского Союза, а также в США. За счет привлечения инвестиций в сферу фармацевтики созданы 26 совместных предприятий.

Вместе с этим, участниками «круглого стола» были отмечены некоторые недостатки и упущения, имеющиеся в данной сфере, по которым были высказаны ряд предложений. Так, из-за недостаточного объема выпуска отечественными предприятиями лекарственных средств, пользующихся высоким спросом среди пациентов, в данное время их потребности недостаточно удовлетворяются. Поэтому основную часть внутреннего рынка составляют импортные лекарственные средства.

Анализ показывает, что во многих аптеках не соблюдается порядок отпуска лекарственных средств по утвержденным Министерством здравоохранения рецептам. Встречаются факты, когда врачами не выписываются рецепты на утвержденных бланках. Необоснованное повышение цен на лекарства и медицинские изделия в некоторых аптеках приводит к нарушению законодательства о защите прав потребителей. Это, в свою очередь, приводит к возникновению трудностей в обеспечении населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями. В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» обратили внимание на необходимость усиления ответственности за нарушение правил торговли лекарственными средствами и медицинскими изделиями, принятия действенных мер по ускоренному развитию фармацевтической отрасли.

С учетом принятого Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы управления фармацевтической отраслью» от 7 ноября 2017 года, предусматривающего осуществление качественных изменений в этой сфере, участниками мероприятия предложено Агентству по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения, ГУП «Ozmedimpeks» cовместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и реализовать конкретные мероприятия, направленные на последовательное обеспечение реализации задач, определенных в данном правовом акте.

По итогам обсуждения участниками круглого стола приняты соответствующие рекомендации.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Ўзбекча

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан