Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
о двенадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

04.10.2017

4 октября 2017 года в городе Ташкенте состоялось двенадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации.

Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Н. Йулдошев.

Сенаторы начали работу с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой об узбекско-кыргызской Государственной границе (Бишкек, 5 сентября 2017 года)», принятого во исполнение Плана практических действий («Дорожной карты») по обеспечению своевременной и полномасштабной реализации договоренностей, достигнутых в ходе Государственного визита Президента Республики Узбекистан в Кыргызскую Республику 5-6 сентября 2017 года.

 

Договором предусматривается утверждение Описания прохождения линии узбекско-кыргызской Государственной границы протяженностью 1170,53 км и картографических материалов делимитации узбекско-кыргызской Государственной границы, а также электронных (растровых) картографических материалов.

Согласно документу, стороны продолжат переговоры для разрешения вопросов прохождения линии Государственной границы на оставшихся участках и подготовят соответствующий договор. Договором также предусмотрено создание Совместной узбекско-кыргызской демаркационной комиссии, которая осуществит демаркацию Государственной границы на ее отдельных участках, согласованных в соответствии с Договором.

Сенаторы отметили, что приграничный вопрос был одним из главных в отношениях двух стран и ратификация данного договора послужит правовой основой и новым стимулом для дальнейшего развития двусторонних отношений государств, укреплению дружбы и сотрудничества наших братских народов. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», разработанный в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах в «Год диалога с народом и интересом человека», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года. В частности, Законом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающие установление порядка, в соответствии с которым предметы, являющиеся орудием преступления, принадлежащие подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному, подлежат конфискации. Вместе с тем, если эти предметы не являются собственностью указанных лиц, в соответствии с изменениями, вносимыми в Закон, они не подлежат конфискации и возвращаются законным владельцам. Указанное нововведение в законодательство направлено на защиту права собственности законных владельцев этих предметов.

Также изменения внесены и в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности. В соответствии с изменения не подлежит конфискации предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, если он не является собственностью правонарушителя, за исключением вещей, изъятых из оборота.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года «Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан» вносятся изменения в законы «О прокуратуре», «О банкротстве», «Об ипотеке», «О страховой деятельности», «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Уголовно-процессуальный, Трудовой, Уголовно-исполнительный, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный, Семейный, Налоговый и Бюджетный кодексы.

Так, Закон «О прокуратуре» дополняется новой нормой, определяющей статус созданного в ее структуре Бюро принудительного исполнения и его территориальных подразделений. Кроме того, ряд изменений связан с введением должности государственного исполнителя вместо судебного исполнителя.

Кроме этого Законом предусматривается, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере эксплуатации тепловой сети общего пользования и приборов учета тепловой энергии, предусмотренных статьей 101 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности относится к подведомственности судей по административным делам. К подведомственности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан отнесены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в части электрических и газовых сетей общего пользования, а также приборов учета электрической энергии и природного газа.

Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы управления государственной ветеринарной службой» вносятся изменения в законы «О ветеринарии», «О защите населения от туберкулеза», «О качестве и безопасности пищевой продукции», Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан, в связи с созданием Государственного комитета ветеринарии, указанные изменения предусматривают замену в нормативно-правовых актах слова «Главное государственное управление ветеринарии при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан» на слова «Государственный комитет ветеринарии Республики Узбекистан».

Изменениями, вносимыми в Закон «О ветеринарии», к полномочиям Государственного комитета ветеринарии Республики Узбекистан отнесены функции по осуществлению единой государственной политики в области ветеринарии, координации взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления и органов государственной власти на местах. На данный орган государственного управления возложены такие задачи, как осуществление мониторинга за эффективностью работ по обеспечению ветеринарного благополучия, раннего выявления, диагностики и профилактики распространения заразных болезней животных и другие функции.

Затем сенаторы рассмотрели вопрос об усилении мер по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными стандартами труда.

Данная инициатива Сената вызвана прежде всего актуальностью дальнейшего укрепления гарантий трудовых прав граждан в нашей стране.

Как отмечалось, за годы независимости была сформирована прочная правовая база, создавшая условия для обеспечения на практике общепризнанного права каждого на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда. Эти основополагающие социальные права, закрепленные в международных актах, нашли свое отражение в Конституции Республики Узбекистан, национальном законодательстве. В них четко установлен запрет на использование детского и принудительного труда.

Узбекистан, являясь членом Международной организации труда (МОТ), ратифицировал 14 конвенций организации, в том числе о недопущении детского и принудительного труда, положения которых последовательно имплементированы в национальное законодательство.

Узбекистаном налажено тесное и плодотворное сотрудничество с МОТ в данной сфере. В частности, в настоящее время реализуется Страновая программа по достойному труду в Узбекистане на 2017-2020 годы, предусматривающая комплекс мер по защите прав граждан в области трудовых отношений. Благодаря конструктивному взаимодействию с МОТ значительно улучшен международный имидж страны и достигнуты реальные успехи.

В нашей стране эффективно функционирует Координационный совет по вопросам детского и принудительного труда. Деятельность по мониторингу положения дел в данном направлении наряду с государственными также осуществляют гражданские и национальные институты по правам человека.

Предпринятые меры позволили достичь положительных результатов. В частности, в стране полностью искоренен детский и принудительный труд. С 2014 года Узбекистан не упоминается в перечне государств, имеющих серьезные недостатки при соблюдении конвенций МОТ.

Сенаторы подчеркнули, что в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан одним из приоритетов определено обеспечение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан. Отдельным, важнейшим направлением большой работы в Год диалога с народом и интересов человека стало дальнейшее укрепление гарантий трудовых прав граждан.

Как было подчеркнуто на заседании, наша страна решительно подтверждая свою приверженность международным обязательствам, соблюдению прав и свобод человека и взяв под строгий контроль дальнейшее обеспечение гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с международными стандартами, открыта для конструктивного международного сотрудничества в данной сфере.

На пленарном заседании представители регионов особо отметили политическую волю нашего государства по предупреждению и недопущению детского и принудительного труда и установлению жесткого контроля над безусловным обеспечением прав граждан в данной сфере.

Участники заседания отметили, что в целях повышения эффективности всей работы по недопущению рисков принудительного труда на современном этапе необходимо обеспечение комплексности и системности принимаемых мер в сфере трудовых отношений, эффективное задействование потенциала социального партнерства госорганов с общественными организациями.

В целях предупреждения рисков принудительного труда, особенно в сельском хозяйстве предстоит решить ряд актуальных задач по модернизации сельского хозяйства, повышению уровня механизации аграрного сектора, внедрению инновационных технологий в этой сфере. Кроме того, сенаторы подчеркнули значение доведения до мировой общественности объективной и полной информации о принимаемых в нашей стране масштабных мерах по обеспечению гарантий трудовых прав граждан. Также необходимо повысить эффективность информационной кампании по обеспечению проведения сезонных сельскохозяйственных работ, повышению правовой культуры населения, руководителей организаций и учреждений, фермерских и дехканских хозяйств и других мер, направленных на укрепление законности в сфере трудовых отношений.

По итогам обстоятельного обсуждения сенаторы приняли постановление, в соответствии с которым создается Парламентская комиссия по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан. Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента рекомендовано образовать соответствующие территориальные комиссии. Определены конкретные направления их деятельности. В целях обеспечения открытости деятельности Парламентской комиссии, установления системного парламентского контроля вводится порядок, в соответствии с которым Парламентская комиссия регулярно будет вносить на рассмотрение пленарного заседания Сената Олий Мажлиса информацию о результатах изучения деятельности руководителей госорганов, других организаций в центре и на местах по исполнению законодательства и международных договоров Республики Узбекистан, связанных с обеспечением гарантированных трудовых прав граждан, в том числе предупреждением и недопущением использования принудительного труда. Территориальные комиссии регулярно будут вносить на рассмотрение соответствующую информацию в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов.

Кроме того, данным Постановлением Сената утвержден Комплекс мероприятий по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными стандартами труда, предусматривающий ряд мероприятий по совершенствованию законодательства, мониторингу выполнения ратифицированных конвенций МОТ, сотрудничеству с МОТ и другими международными организациями, укреплению потенциала государственных органов и институтов гражданского общества, информационно-разъяснительной работе в данной сфере.

Согласно постановлению ежегодная информация о мерах, принимаемых Республикой Узбекистан по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с законодательством и международными стандартами труда будет распространяться как официальная информация Генеральной ассамблеи ООН.

В Постановлении Сената определено, что через консульские учреждения нашей страны за рубежом до сведения мирового сообщества и международных организаций, в том числе международных финансовых институтов, будет доводиться информация о проводимой в стране масштабной работе по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан.

В соответствии с Постановлением правительством будут приняты комплексные меры по дальнейшему внедрению в сельскохозяйственную сферу рыночных механизмов, достижений современной науки и техники, повышению уровня механизации сельского хозяйства, выведению новых сортов хлопчатника, обеспечивающих условия для широкого применения механизированной уборки и максимальный эффект от механизации сельскохозяйственного производства, а также выработке различных методов экономического стимулирования привлекаемых сезонных работников, разработке предложений по урегулированию трудовых отношений в этой сфере и другие.

В Постановлении особое внимание уделяется участию негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за безусловным исполнением трудового законодательства на местах, проведении широкой информационно-разъяснительной кампании по этим вопросам среди населения и др. В этой связи Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан рекомендовано рассмотреть вопрос о выделении субсидий, грантов и социальных заказов негосударственным некоммерческим организациям для реализации в рамках социального партнерства целевых программ по созданию достойных условий труда, усилению гарантий трудовых прав граждан.

По итогам обсуждения участники заседания призвали международные организации, финансовые институты к объективности при оценке осуществляемых в Узбекистане мер по недопущению принудительного труда.

По мнению сенаторов, принятое постановление послужит усилению действенности парламентского и общественного контроля за реализацией органами государственной власти и управления норм законодательства и международных договоров Республики Узбекистан по вопросам защиты трудовых прав граждан, недопущения принудительного труда в какой-либо форме.

Далее сенаторы рассмотрели вопросы о внесении изменений в составы Конституционного суда и Верховного суда Республики Узбекистан, о внесении изменений в состав Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах, о назначении Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Узбекистан в Германии и др.

В ходе двенадцатого пленарного заседания рассмотрено 8 вопросов, относящихся к компетенции Сената, в том числе 2 закона, направленных на коренное повышение эффективности осуществляемых преобразований в стране, развитие международного сотрудничества, последовательное исполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека. Отмечалось, что решения, принятые сенаторами, станут важным фактором расширения международного сотрудничества, дальнейшего укрепления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения стабильности и благополучия в стране.

На этом двенадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Ўзбекча

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан