Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Важнейшее условие демократических выборов

Narodnoye slovo 19.10.2016

 

Эгамберган РУЗМЕТОВ

За годы независимости в Узбекистане создана современная избирательная система. Она отвечает самым высоким демократическим стандартам, обеспечивает правовые гарантии свободного волеизъявления граждан на выборах в представительные органы государственной власти. 

На основе накопленного опыта проведения демократических выборов и референдумов, его глубокого сопоставительного анализа осуществляется последовательная работа по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства, практики подготовки и проведения выборов. 

Важным программным документом в этой работе явилась Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанная Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым и принятая парламентом в ноябре 2010 года. 

Так, в рамках реализации Концепции в 2012 году парламент Узбекистана принял Закон «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» в связи с дальнейшим обеспечением свободы выбора и развитием избирательного законодательства». 

Законом закреплены правовые механизмы обеспечения равных условий и возможностей политическим партиям и кандидатам в ходе избирательной кампании, надежные гарантии защиты избирательных прав граждан, их свободного волеизъявления, прозрачности деятельности избирательных комиссий, внедрены в практику новые формы, методы и условия ведения предвыборной агитации. 

В частности, в законе понятие «предвыборная агитация» определяется как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата в депутаты или политическую партию». В целях предоставления избирателям дополнительного времени, необходимого для определения своих взглядов, политических предпочтений и принятия ими осознанного решения по вопросу о том, за кого и какую политическую партию голосовать, а также исключения возможности различных злоупотреблений, нарушений накануне голосования установлено, что предвыборная агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается. Детально регламентируется порядок досрочного голосования, обеспечивающий прозрачность этой процедуры. Кроме того, предусмотрена возможность образования избирательных участков в местах содержания под стражей, что позволяет реализовать избирательные права гражданам, находящимся в местах содержания под стражей, в отношении которых еще не вынесен приговор суда.

Исключительно важным шагом в деле дальнейшего развития избирательной системы как основы формирования демократического правового государства стало принятие 16 апреля 2014 года в рамках Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране Закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)».

Законом, в частности, статья 117 Конституции, посвященная избирательной системе, дополнена частями шестой—девятой: «Для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума Республики Узбекистан Олий Мажлисом Республики Узбекистан образуется Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, основными принципами деятельности которой являются независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан осуществляет свою деятельность на постоянной основе и в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами о выборах и референдуме Республики Узбекистан и другими законодательными актами. Члены Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан избирается из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии». Таким образом, Центральная избирательная комиссия стала конституционным институтом. 

Новые положения Конституции получили развитие с внесением изменений и дополнений в  Закон «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на демократическое формирование Центральной избирательной комиссии, определение основных принципов ее деятельности, укрепление ее независимости, в том числе финансовой, а также установление административной ответственности за правонарушения в области законодательства о выборах и референдуме. 

Реализация данных законов способствует более полному осуществлению принципа свободы выбора, последовательной демократизации избирательной системы страны, укрепляет принципы открытости и прозрачности выборов.

Это наглядно продемонстрировали парламентские и президентские выборы 2014 и 2015 годов, когда авторитетные международные наблюдатели, национальные и зарубежные средства массовой информации подтвердили действенность правовых норм, высокое политико-правовое сознание граждан, их доверие к сформированной независимой избирательной системе Узбекистана. 

Важно отметить, что процесс реформирования в нашей стране носит непрерывный характер, осуществляется на основе глубокого анализа пройденного пути, передового опыта развитых демократических государств и прежде всего с учетом возрастающего уровня общественно-политического сознания наших граждан.

В этой связи вполне естественным было то, что в декабре 2015 года с учетом предыдущей практики проведения президентских выборов в соответствии с общепризнанными международными стандартами были внесены изменения и дополнения в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан». 

Новые нормы призваны повысить эффективность механизмов создания равных условий и возможностей кандидатам в Президенты в ходе избирательной кампании, гарантировать надежное обеспечение избирательных прав и свободного волеизъявления граждан, прозрачности деятельности избирательных комиссий, внедрение в практику новых видов, форм и методов проведения предвыборной агитации.

Следует подчеркнуть, что проекты вышеуказанных законов прошли широкое обсуждение с участием членов Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и территориальных избирательных комиссий, экспертов министерств и ведомств, а также представителей политических партий, Экологического движения Узбекистана, СМИ, ННО и других институтов гражданского общества. Проведено множество тематических семинаров и «круглых столов» во всех регионах страны, международные конференции, по итогам которых были обобщены и изучены поступившие предложения и рекомендации. 

В ходе их разработки глубоко изучен передовой опыт развитых демократических стран мира — США, Канады, Германии, Франции, Испании, Южной Кореи, Японии и других. Данные новеллы получили одобрение международных экспертов, в том числе Венецианской комиссии Совета Европы и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. 

Подводя итог, можно с полной уверенностью констатировать, что в настоящее время в Узбекистане сформировано такое избирательное законодательство, которое обеспечивает реализацию всех основополагающих демократических принципов проведения важнейшего политического события в жизни страны.

Эгамберган РУЗМЕТОВ, 
член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан