Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Парламентский контроль над исполнением законодательства об образовании

29.06.2016

 

На состоявшемся 29 июня т. г. в Сенате Олий Мажлиса заседании Комитета Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта были рассмотрены результатыизучения деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан по принятию подзаконных актов,  направленных на исполнение законов,  а также по доведению их до исполнителей на местах на примере Самаркандской области в рамках реализации Программы действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2015 и последующие годы, принятой во исполнение задач, определенных в выступлении Президента Республики Узбекистан И. Каримова на первом заседании Сената Олий Мажлиса 22 января и в его докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса 23 января 2015 года.

В заседании приняли участие сенаторы, руководители министерств народного образования, финансов, юстиции, по делам культуры и спорта, здравоохранения Республики Узбекистан, Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерства образования Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского  городского управлений народного образования, представители Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также средств массовой информации.

На заседании сенаторы отметили, что деятельность Министерства народного образования Республики Узбекистан и подведомственных ему образовательных учреждений регулируется Национальной программой подготовки кадров, законами Республики Узбекистан «Об образовании», «О профилактике правонарушений», «О физической культуре и спорте», «О гарантиях прав ребенка», «Об информационно-библиотечной деятельности», «Об обращениях физических и юридических лиц» и другими актами законодательства, а также свыше 10 указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, рядом подзаконных актов Кабинета Министров Республики Узбекистан, в том числе многочисленными ведомственными нормативно-правовыми актами.

Изучение показало, что в целях реализации актов законодательства Министерством народного образования утверждены планы по контролю за исполнением законов, которые предусматривают проведение соответствующих мероприятий, механизм обеспечения исполнения, сроки исполнения и ответственных исполнителей. На основе регулярного изучения  исполнения планов проводится соответствующий мониторинг. По большинству отсылочных норм и требований норм законов  своевременно разработаны подзаконные акты и доведены до соответствующих организаций  и  учреждений  системы образования.

Министерством народного образования  Республики Узбекистан налажена практика доведения актов законодательства и иных документов для исполнения  областным управлениям народного образования посредством электронной почты. Так,  управлением народного образования Самаркандской области по полученным через электронную почту подзаконным  актам  и ведомственным нормативно-правовым актам,  как правило, принимаются соответствующие приказы, а в отдельных случаях – сопроводительное письмо, которые затем направляются  для  исполнения районным и городским органам управления народного образования и образовательным учреждениям.

Вместе с тем в ходе обсуждения было подчеркнуто, что в образовательной практике имеется ряд нерешенных проблем в вопросах обеспечения исполнения законов, связанных с упорядочением и несвоевременным принятием подзаконных и других нормативно-правовых актов.


Имеются некоторые недостатки в вопросах доведения актов законодательства и других документов до областных управлений народного образования, районных и городских отделов  по организации и методическому обеспечению деятельности  образовательных учреждений. Анализ показал, что Министерством народного образования не всегда своевременно  объявляются нормативно-правовые акты.

В Самаркандском областном управлении народного образования не ведется систематизированный учет нормативно-правовых актов, не  полностью  регистрируются входящие документы, направленные министерством.         


В своих выступлениях участники заседания широко обменялись опытом работы, высказали некоторые предложения и рекомендации по устранению имеющихся недостатков и совершенствованию деятельности  Министерства народного образования,  Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского управлений народного образования по вопросам своевременного принятия подзаконных актов, направленных на исполнение законов, а также по доведению их до исполнителей.

По  итогам обсуждения было принято соответствующее  решение.

  

 

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан