Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


По пути усиления парламентского контроля

14.06.2016

 

14 июня 2016 года  в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялся семинар на тему «Вопросы совершенствования парламентского контроля за годы независимости: роль депутатов и сенаторов в обеспечении исполнения законов и государственных программ», организованный Комитетом Законодательной палаты по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан и Комитетом Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам.

В работе семинара приняли участие депутаты Законодательной палаты и  члены Сената Олий Мажлиса, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман), представители Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, министерств и ведомств, Счетной палаты, негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации, а так же ученые и преподаватели Ташкентского государственного юридического университета, Академии государственного управления, сотрудники Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, НИМФОГО, Центра повышения квалификации юристов.

На семинаре членами парламента было отмечено, что после обретения Узбекистаном независимости коренным образом преобразована законодательная власть, созданы прочные правовые основы деятельности национального парламента. Осуществленные поэтапные реформы способствовали созданию двухпалатного парламента, который действует на профессиональной основе.

В процессе демократизации, совершенствования правовых основ деятельности парламента существенно возросли его роль и значение в системе органов государственной власти. Так, 2014 году в Конституцию Республики Узбекистан были внесены поправки, направленные на конституционное закрепление института парламентского контроля, дальнейшее расширение и усиление контрольных функций законодательной власти, повышение ответственности органов государственной власти и управления за исполнение законодательства. Сегодня парламент играет важную роль в поддержании системы сдержек и противовесов среди органов государственной власти. При этом следует особо подчеркнуть наличие у парламента функций, связанных не только с законотворчеством, но и с осуществлением контроля за деятельностью государственных органов.

Также знаковым событием в деятельности парламента стало принятие вступившего в силу 12 апреля 2016 года Закона Республики Узбекистан

«О парламентском контроле», нацеленного на дальнейшее совершенствование деятельности Олий Мажлиса по осуществлению парламентского контроля, а также внедрение дополнительных механизмов, позволяющих усилить ответственность органов государственной власти и управления перед парламентом. Основной целью данного закона является создание целостной системной законодательной базы осуществления парламентского контроля за исполнением требований Конституции и законов, повышение эффективности деятельности и ответственности органов государственной власти и управления по реализации возложенных на них задач и функций, а также важнейших государственных программ. В законе определены субъекты и объекты парламентского контроля, закреплены его формы, регламентированы меры, принимаемые по результатам парламентского контроля, механизмы реагирования на них. Так, к субъектам парламентского контроля отнесены палаты Олий Мажлиса, комитеты (комиссии) палат, фракции политических партий, депутатские группы, депутаты и сенаторы, а также Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман).

В ходе обсуждения члены парламента подчеркнули, что сегодня дальнейшее совершенствование деятельности Олий Мажлиса по осуществлению парламентского контроля связано с усилением роли Олий Мажлиса в системе органов государственной власти, обеспечением верховенства закона, законности, исполнения Конституции и законов Республики Узбекистан, повышения ответственности органов государственной власти и управления за исполнение возложенных на них задач. В этой связи глава нашего государства отмечал, что «нет сегодня необходимости говорить о том, что в новых конституционных условиях парламентские слушания, систематические отчеты членов правительства, руководителей органов государственного и хозяйственного управления о состоянии дел по исполнению требований законодательства, обстоятельные ответы на запросы депутатов должны стать повседневной парламентской практикой».

Одной из форм парламентского контроля является запрос депутата Законодательной палаты и члена Сената. Так, депутат Законодательной палаты вправе направить должностным лицам органов государственной власти и управления запрос с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию, как правило, по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа или Экологического движения Узбекистана, а член Сената – по вопросам, связанным с интересами соответствующих регионов. На запрос депутата Законодательной палаты, члена Сената должностные лица органов государственной власти и управления направляют письменный ответ не позднее десяти дней со дня получения запроса, если не установлен иной срок.

В своих выступлениях участниками семинара были высказаны мнения по теоретико-правовым аспектам направления парламентского запроса, повышению роли депутатов и сенаторов в осуществлении парламентского контроля, об особенностях направления ими запросов должностным лицам органов государственной власти и управления, накопленном в этой сфере национальном и зарубежном опыте.

По итогам обсуждения на семинаре был также высказан ряд конкретных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере осуществления парламентского контроля, повышения эффективности деятельности парламента в этом направлении.

  

 

.

Информационные службы Законодательной палаты и
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан