Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Информационное сообщение о пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

1.04.2016

1 апреля 2016 года в Ташкенте продолжило свою работу пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Во второй день пленарного заседания сенаторы начали свою работу с рассмотрения отчета о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2015 году. Было отмечено, что деятельность Центрального банка за предыдущий год осуществлялась в соответствии с Законом «О Центральном банке Республики Узбекистана» и была направлена на безусловное выполнение задач, определенных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, и соответствующими решениями Сената Олий Мажлиса, принятыми по итогам предыдущих отчетов Центрального банка.

Сенаторы подчеркнули, что в отчетном году в результате мер по повышению уровня капитализации банков, укреплению ликвидности и роста депозитной базы достигнуты высокие рейтинговые показатели и рост объемов капиталовложений в реальный сектор экономики. Достигнутые в банковской системе показатели не только соответствуют международным общепринятым нормам, но и превосходят некоторые из них.

В 2015 году было обеспечено дальнейшее укрепление банковской системы, повышение уровня капитализации и расширение инвестиционной активности банков. Совокупный капитал банковской системы увеличился по сравнению с 2014 годом на 23,3 процента и достиг 7,8 триллиона сумов. За последние 5 лет данный показатель вырос в 2,4 раза. Уровень достаточности капитала банковской системы страны составляет почти 24 процента, что в 3 раза превышает минимум общепринятых международных стандартов, установленных Базельским комитетом, а ее ликвидность – в 2 раза выше самых высоких индикаторных оценок.

В отчетном году совокупные активы банков увеличились на 25,1 процента и по состоянию на 1 января 2016 года составили 65,2 триллиона сумов.

Денежно-кредитная политика в 2015 году способствовала обеспечению уровня инфляции, рассчитанного по индексу потребительских цен (ИПЦ). По сравнению с 2014 годом уровень инфляции (6,1 процента) снизился на 0,5 процентных пункта и составил 5,6 процента.

В 2015 году общий объем кредитов, направленных коммерческими банками в реальный сектор экономики, увеличился на 27,3 процента. Кредиты, выданные за счет внутренних средств, в общей сумме кредитного портфеля коммерческих банков составили 86,7 процента, из которых 79,8 процента – долгосрочные кредиты на инвестиционные цели.

Большое значение имело расширение объемов инвестиционных кредитов банков для модернизации отраслей экономики и осуществления инвестиционных проектов по техническому и технологическому перевооружению. В 2015 году коммерческими банками на эти проекты были выделены кредиты в сумме 10,2 триллиона сумов, что на 20 процентов больше по сравнению с 2014 годом.

В результате реализации инвестиционной политики банковской системы путем поддержки модернизации и технического и технологического обновления экономики, резкого роста ее конкурентоспособности, повышения экспортного потенциала, организации новых производств на основе инновационных и энергосберегающих технологий, освоения производств по выпуску новых видов продукции, имеющих спрос на мировом рынке, обеспечена финансово-экономическая стабильность.

За отчетный период объем выделенных коммерческими банками кредитов субъектам малого бизнеса и предпринимательства увеличился в 1,3 раза по сравнению с 2014 годом.

Особое внимание было уделено финансовой поддержке бизнес-проектов выпускников профессиональных колледжей. Для создания своего бизнеса и применения на практике приобретенных современных навыков и знаний им было выделено около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году.

Из года в год расширяется спектр банковых услуг. Так, объем оказываемых услуг клиентам в течение последних пяти лет вырос в 3,5 раза, в том числе только в 2015 году – в 1,3 раза.

Устойчивость банковской системы, рост доверия к ней, увеличение доходов населения послужили залогом привлечения на депозиты свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов.

В результате осуществленные в банковской системе в 2015 году реформы послужили основным фактором обеспечения стабильного роста высоких темпов экономики и дальнейшего повышения благосостояния населения.

Положительные результаты, достигнутые в банковской системе республики, нашли свое отражение в оценках международных рейтинговых агентств. В течение последних шести лет рейтинговое агентство “Мудис” присваивает банковской системе Узбекистана рейтинг "стабильная".

По данным Всемирного банка, Узбекистан в настоящее время входит в первую десятку стран мира, которые за последний год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для предпринимательской деятельности. В частности, в рейтинге «Ведение бизнеса» по таким критериям, как «поддержка нового бизнеса» и «предоставление кредитов субъектам малого бизнеса» Узбекистан за последние три года поднялся со 154-го до 42-го места, улучшив только за прошлый год свой рейтинг на 63 позиции.

Было отмечено, что в текущем году Центральным банком Республики Узбекистан продолжено проведение взвешенной денежно-кредитной политики, принимаются меры по увеличению капитала банковской системы, обеспечению объемов депозитов населения и хозяйствующих субъектов в банках, широкому применению информационно-коммуникационных технологий и объема оказываемых банковских услуг, а также внедрению в систему банковского надзора новых рекомендаций международного Базельского комитета.

В ходе обсуждения отчета сенаторы высказали предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности Центрального банка Республики Узбекистан. В частности, рекомендовано повысить эффективность надзора за деятельностью банков и других финансовых учреждений с целью поддержания стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков, заемщиков и кредиторов, укрепления ресурсной базы банков за счет привлечения денежных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты, стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения инвестиционной активности банков, а также финансирования проектов, предусматриваемых программами социально-экономического развития регионов.

Далее сенаторы заслушали отчет председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы за 2015 год.

Отмечалось, что деятельность Государственного комитета по охране природы в течение 2015 года была направлена на повышение эффективности государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, совершенствование экологического законодательства. Реализованы мероприятия по исполнению постановления Сената Олий Мажлиса, принятого по итогам предыдущего отчета Госкомприроды.

Во исполнение Закона «Об экологическом контроле» по инициативе Госкомприроды реализован ряд практических мер, приняты нормативно-правовые акты по осуществлению общественного экологического контроля, что способствовало повышению эффективности взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами в обеспечении охраны окружающей среды, ответственности природопользователей за рациональное использование природных ресурсов. Сенаторы обстоятельно обсудили ход исполнения данного закона со стороны Госкомприроды и эффективность правоприменительной практики в этой сфере.

В 2015 году совместно с комитетами Законодательной палаты Олий Мажлиса велась активная работа по совершенствованию действующего законодательства в сфере охраны природы.

Государственным комитетом по охране природы были инициированы и одобрены правительством 14 региональных программ по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных и биологических ресурсов на 2015 год.

Особое внимание было уделено реализации Программы действий по охране окружающей среды на 2013-2017 годы, а также принятых на ее основе территориальных программ.

В центре внимания также были вопросы внедрения возобновляемых источников энергии, производства экологически чистых товаров и другие.

Государственным комитетом по охране природы развивалось международное сотрудничество в таких ключевых сферах, как совершенствование системы мониторинга и оценки загрязнения природной среды, управление отходами, развитие системы охраняемых природных территорий, экологического туризма, возобновляемой энергетики, и других важнейших направлениях.

В результате целенаправленной работы, проведенной Государственным комитетом по охране природы в 2015 году, укреплена природоохранная нормативно-правовая база, усилен государственный экологический контроль и снижена нагрузка на малый и средний бизнес, совершенствовалось межотраслевое управление и развивалось международное сотрудничество. Выполненная работа позволила обеспечить соблюдение требований к качеству природной среды, сохранению и воспроизводству биологического разнообразия.

В ходе обсуждения отчета сенаторы высказали рекомендации и предложения по повышению эффективности деятельности Госкомприроды, принятию дополнительных мер по обеспечению действенности как государственного, так и общественного экологического контроля.

Далее сенаторы рассмотрели вопросы о внесении изменений в состав Конституционного суда, Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, о назначении Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Туркменистане и другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

По всем рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе двухдневного заседания Сената было рассмотрено 14 вопросов, в том числе четыре закона, направленных на поэтапное и последовательное углубление демократических, общественно-политических, социально-экономических реформ, практическую реализацию положений Основного Закона, повышение инвестиционной привлекательности республики, создание делового климата и благоприятных условий для субъектов предпринимательства, дальнейшее повышение уровня жизни населения, укрепление стабильности и благополучия в стране.

На этом пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.


Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Ўзбекча