Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Информационное сообщение о четвертом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

04.12.2015

4 декабря 2015 года в городе Ташкенте продолжило свою работу четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

В ходе заседания сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». 

В целях реализации поправок к Конституции Республики Узбекистан, внесенных в 2014 году и направленных на дальнейшую демократизацию системы государственной власти, внесены изменения и дополнения в законы «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», ряд других актов законодательства. 

Сенаторы отметили особую важность изменений и дополнений, направленных на повышение роли фракций политических партий в организации нормотворческой, контрольно-аналитической деятельности Законодательной палаты. В частности, законодательно закреплена обязательность получения мнений фракций при рассмотрении законопроекта на каждом этапе законотворческого процесса, а также предварительного обсуждения фракциями отчета об исполнении Государственного бюджета. Уточнены и расширены права оппозиционной фракции по внесению альтернативных законопроектов. 

В данном законе предусмотрен ряд норм, направленных на дальнейшую демократизацию, повышение эффективности законотворческого процесса. В частности, в целях организации всесторонней проработки законопроектов, рассмотрения других вопросов, относящихся к ведению Олий Мажлиса, определяется четкий порядок создания при комитетах палат парламента экспертных групп из числа специалистов госорганов, научных и образовательных учреждений, представителей негосударственных некоммерческих организаций, имеющих опыт работы в соответствующих сферах. Предусматривается обязательное приглашение при обсуждении законопроектов, затрагивающих социально и общественно значимые вопросы, представителей институтов гражданского общества. 

В целях реализации конституционных норм, направленных на усиление парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти,в законах о регламентах палат Олий Мажлиса четко определяется порядок заслушивания ежегодных докладов правительства, отчетов должностных лиц органов государственного управления о выполнении требований законодательства, государственных программ в соответствующих отраслях социально-экономического развития, о работе по принятию подзаконных актов, связанных с исполнением принятых законов, и других. 

Для реализации поправок к Конституции, направленных на дальнейшее повышение самостоятельности и одновременно ответственности правительства, в Законе «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» более четко определяются его полномочия, что по мнению сенаторов будет способствовать дальнейшей демократизации, повышению эффективности системы исполнительной власти, деятельности органов государственного управления. 

Ряд изменений внесен в избирательное законодательство, в частности, в законы «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и другие акты законодательства. Так, расширены полномочия Центральной избирательной комиссии, на которую теперь возлагаются также функции по методическому обеспечению деятельности избирательных комиссий по выборам в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, внесены и другие дополнения, направленные на дальнейшую демократизацию избирательной системы. 

В ходе заседания рассмотрены изменения и дополнения, внесенные в законодательство, регулирующее отношения в сфере корпоративного управления. В связи с принятием Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24 апреля 2015 года внесены изменения и дополнения в законы Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О страховой деятельности» и другие законодательные акты. Указанные изменения направлены на дальнейшее совершенствование организационно-правовых основ деятельности акционерных обществ, обеспечение их открытости и привлекательности для потенциальных инвесторов, внедрение современных методов корпоративного управления, создание благоприятных условий для широкого привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. 

Законом запрещается государственным органам, в том числе правоохранительным и другим организациям, а также их должностным лицам выдавать предписания, давать иные указания субъектам предпринимательства по вопросам, отнесенным к компетенции этих хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законом. 

Значительно расширяются полномочия общих собраний акционеров по определению стратегии развития общества на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также регулярному заслушиванию отчетов исполнительного органа и наблюдательного совета о принимаемых мерах по ее реализации. 

В соответствии с указанными изменениями расширены полномочия иностранных менеджеров, участвующих в управлении делами акционерных обществ, предусматривается освобождение от налогообложения доходов иностранных специалистов, полученных ими в качестве работников управленческого персонала этих обществ. 

Законом внесен ряд изменений и дополнений в процессуальное законодательство. В частности, в соответствии с изменениями, внесенными в Хозяйственный процессуальный кодекс, Бюджетный кодекс и Закон «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» в целях обеспечения оперативности, повышения качества открытости судопроизводства, его доступности для граждан, устанавливаются различные формы использования информационно-коммуникационных технологий в проведении соответственных судебных процедур, в частности, возможность направления исполнительных документов в электронной форме, подтвержденных электронной цифровой подписью судьи. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О ветеринарии» (новая редакция). Как отмечалось на заседании, этот нормативно-правовой акт четко закрепил приоритетные направления государственной политики в сфере дальнейшего развития ветеринарной службы в стране. 

В законе определены полномочия Кабинета Министров, органов государственной власти на местах, в том числе Главного государственного управления ветеринарии при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, по обеспечению действенности государственной ветеринарной службы, профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, ветеринарного надзора и других работ, направленных на недопущение заболеваний животных, предупреждению проникновения на территорию республики заразных болезней животных из других государств. 

Закрепляются правовые механизмы участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в проведении ветеринарных мероприятий, оказании содействия и необходимой помощи государственным и иным органам в решении имеющихся в этой сфере проблем. 

Сенаторы отметили, что принятие данного закона будет способствовать дальнейшему развитию ветеринарной службы, повышению эффективности государственного ветеринарного надзора, решению ветеринарно-санитарных проблем охраны здоровья населения, защиты окружающей среды с учетом современных требований и стандартов. Закон одобрен сенаторами. 

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» (новая редакция). 

Как отмечалось на заседании, целью настоящего закона является дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности, усиление правовых гарантий обеспечения населения качественными, безопасными лекарственными препаратами, медикаментами. 

В целях эффективного решения указанных задач в законе с учетом современных требований и стандартов устанавливаются четкий правовой порядок и условия проведения доклинических исследований фармакологических, лекарственных средств, изделий медицинского назначения. Устанавливается, что лекарственные средства, изделия медицинского назначения разрешаются к применению, как правило, после их государственной регистрации. 

Закреплены основные требования к изготовлению, хранению, перевозке лекарственных средств и изделий медицинского назначения, порядок ввоза на территорию страны медицинских препаратов и их вывоза. 

С учетом важности обеспечения населения безопасными и эффективными лекарственными средствами закон определяет требования по осуществлению фармаконадзора, полномочия, функции учреждений здравоохранения в этой сфере. В Законе определен правовой статус аптек, требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки их работников. 

В целях широкого информирования граждан о лекарственных средствах, применяемых в стране, обеспечения открытости фармацевтической деятельности вводится требование о размещении на официальном веб-сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан Государственного реестра лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, разрешенных к применению в медицинской практике, а также Списка лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, и другой официальной информации о лекарственных и иных средствах медицинского назначения. 

По мнению сенаторов, этот закон станет важной составляющей широкомасштабной работы, проводимой в стране по обеспечению прав граждан на квалифицированное медицинское обслуживание, повышению качества медицинских услуг, укреплению здоровья населения, медико-социальной защиты граждан, утверждению в обществе здорового образа жизни. Закон одобрен сенаторами. 

Затем сенаторы заслушали отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан о принимаемых мерах по укреплению законности, обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства. 

Сенаторы отметили, что за отчетный период органами прокуратуры проделана значительная работа по исполнению возложенных на них задач по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, конституционного строя Республики Узбекистан, предупреждению и профилактике правонарушений. 

Органами прокуратуры реализуются действенные меры, направленные на обеспечение безусловного исполнения актов законодательства органами государственного и хозяйственного управления, правоохранительными и контролирующими органами, органами исполнительной власти на местах, обеспечение соответствия принимаемых ими нормативных актов Конституции и законам Республики Узбекистан. 

Особое внимание органов прокуратуры обращено на выявление конкретных причин и условий совершения правонарушений, их устранение, в том числе путем подготовки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. 

В сфере организации борьбы с преступностью важная роль отведена повышению эффективности профилактических мер, а также действенности мероприятий по повышению правовых знаний, правосознания и правовой культуры населения. 

Важным фактором усиления надзорной деятельности органов прокуратуры стало создание при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан Главного управления по надзору за исполнением законодательства в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2014 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения исполнения законодательства». 

По итогам проведенных за отчетный период более 17 тысяч проверок исполнения законов органами прокуратуры было применено 115228 актов прокурорского надзора, восстановлены нарушенные права 87094 граждан. Опротестовано 19578 противоречащих законодательству актов государственных органов, которые впоследствии были отменены или приведены в соответствие с законодательством. 

В центре внимания органов прокуратуры также находились вопросы, связанные с безусловным исполнением Государственной программы «Год внимания и заботы о старшем поколении», обеспечением защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в социальной поддержке, целевым использованием выделяемых на эти цели средств. 

Особое внимание органами прокуратуры было уделено безусловному исполнению положений Указа Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития». 

На заседании отмечалось, что этот указ, принятый в соответствии с ним Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» стали одними из самых значимых нормативных актов, принятых в этой сфере за последние годы. Эти акты законодательства затрагивают практически все аспекты деятельности субъектов предпринимательства, связанные с их государственной регистрацией, организацией ведения бизнеса, взаимодействием с контролирующими, правоохранительными и иными государственными органами. 

В целях реализации положений этих актов законодательства органами прокуратуры приняты и реализуются комплексные, системные меры, направленные на усиление надзора за неукоснительным исполнением требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, обеспечение неотвратимости ответственности должностных лиц, в том числе контролирующих, правоохранительных и уполномоченных государственных органов, за нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства. 

Кроме того, во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года при Генеральной прокуратуре создана и эффективно действует электронная система круглосуточного приема обращений граждан, субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. В целях обеспечения оперативности рассмотрения обращений к данной системе подключены 34 ведомства, областные и районные подразделения органов прокуратуры. В режиме он-лайн обеспечивается контроль за своевременным рассмотрением каждого обращения. 

Со времени создания (1 июля 2015 года) на телефоны центра поступило более 19 тысяч обращений, по которым приняты соответствующие меры прокурорского реагирования. За отчетный период органами прокуратуры оказана практическая помощь почти 16 тысячам субъектов предпринимательства в реализации их законных прав и интересов. В результате надзорных мероприятий, направленных на защиту предпринимателей, в суды внесено 764 исковых заявления о взыскании 13 миллиардов сумов, восстановлены права 6220 предпринимателей. 

В ходе обсуждения сенаторами высказаны предложения и рекомендации, связанные с дальнейшим совершенствованием деятельности органов прокуратуры по укреплению законности, обеспечению защиты прав и законных интересов граждан в сфере труда, социального обеспечения, здравоохранения, образования. 

Рекомендовано усилить осуществляемые прокуратурой меры по обеспечению надежной защиты прав предпринимателей, предупреждению и профилактике правонарушений, широкому привлечению общественности к борьбе с преступностью, поддержанию законности и правопорядка в стране. 

Важными задачами также являются повышение правовой культуры, правосознания граждан, особенно молодежи, обеспечение тесного взаимодействия в деле поддержания законности с институтами гражданского общества, организация эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой сфере. 

Сенаторы утвердили отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан о принимаемых мерах по укреплению законности, обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства. 

Далее сенаторы рассмотрели вопросы о внесении изменений в составы Конституционного суда и Верховного суда Республики Узбекистан, а также другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

По всем рассмотренным вопросам были приняты соответствующие решения Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

В целом, по итогам пленарного заседания Сената было рассмотрено 15 вопросов, в том числе 7 законов. По мнению сенаторов, принятые парламентом страны Акт об амнистии по случаю двадцать третьей годовщины Конституции Республики Узбекистан, Государственный бюджет Республики Узбекистан, бюджеты государственных целевых фондов и основные направления налоговой и бюджетной политики на 2016 год, Программа создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2016 год, одобренные в ходе заседания Сената законы станут важным фактором углубления демократических, общественно-политических, социально-экономических реформ и формирования гражданского общества, дальнейшей демократизации системы государственной власти и управления, либерализации экономики, судебно-правовой системы, обеспечения безопасности, устойчивого развития страны, повышения уровня и качества жизни людей. 

На этом четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса завершило свою работу. 

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

 

 

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан