Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Государственные услуги — в единой электронной системе

02.12.2015

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества, в частности, в систему оказания государственных услуг населению позволяет обеспечить открытость и прозрачность работы госструктур, повысить эффективность, оперативность и качество рассмотрения обращений граждан, создать еще более широкие возможности для обеспечения права граждан участвовать в управлении делами государства и общества.

В повестку дня очередного пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан планируется внести рассмотрение Закона «Об электронном правительстве». О сути и значении данного правового акта рассказывает заместитель председателя Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам 
Т. Мадумаров:
— Принятие Закона «Об электронном правительстве» нацелено прежде всего  на повышение эффективности деятельности государственных органов на основе широкого использования ИКТ, оптимизацию порядка оказания электронных государственных услуг, повышение их качества и доступности, упрощение процедур, а также снижение административных издержек, устранение субъективных факторов в этой работе. Принятие такого закона обусловлено  требованием времени.  
Правовой акт на стадии разработки прошел широкое обсуждение среди экспертов и общественности. Его обсуждению был посвящен целый ряд международных конференций и «круглых столов» с участием специалистов права, ИКТ, представителей госорганов и негосударственных некоммерческих организаций. Это позволило выработать и внедрить конкретные рекомендации по его совершенствованию. Депутаты законодательной палаты также провели глубокий сопоставительный анализ национального опыта и зарубежной практики. 
После принятия Законодательной палатой закон внесен на рассмотрение в Сенат. Ответственным комитетом образована рабочая группа, в которую вошли представители Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, других заинтересованных министерств и ведомств, ученые-правоведы, представители общественности. Сенаторы, работающие в регионах, провели заседания по рассмотрению новых норм с участием депутатов местных Кенгашей, специалистов госорганов.
— Каковы цели и  задачи  Закона «Об электронном правительстве»?
— Его основной целью является создание организационно-правовых механизмов формирования и функционирования системы «электронное правительство», повышение эффективности и качества государственных услуг населению и субъектам предпринимательства. В числе главных задач — внедрение возможностей осуществления взаимоотношений с госорганами через ИКТ по всей республике.  Закон направлен на формирование открытой, конструктивной среды между государственными органами и населением, субъектами предпринимательства.
— В новом законе особое место занимают вопросы оказания государственных услуг предпринимателям. Как будет обеспечиваться такое взаимодействие?
— Как известно, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий позволило к настоящему моменту практически полностью перевести на электронную основу статистическую и налоговую отчетность предпринимателей. Это сегодня позволяет значительно сократить время и затраты предпринимателей, а также свести к минимуму возможность злоупотребления должностными лицами своими полномочиями. Различные ведомства, органы власти и управления внедрили системы электронного рассмотрения обращений предпринимателей в целях своевременного устранения преград для их ускоренного развития, недопущения нарушения их прав и законных интересов, оперативного реагирования на их потребности. 
Внедрение норм данного закона позволит расширить использование субъектами предпринимательства систем электронного документооборота,  электронной коммерции, сбыта продукции и осуществления закупок через интернет. Получит дополнительный импульс развитие системы электронных платежей. 
— На каких принципах будет строиться взаимодействие населения, предпринимателей с госорганами в рамках «электронного правительства»?
— Предоставление государственных услуг в рамках «электронного правительства» будет осуществляться по принципу «одно окно». Это предполагает, что орган, оказывающий электронные государственные услуги, получает указанные документы и сведения самостоятельно, без участия заявителя посредством межведомственного электронного взаимодействия. Данный принцип обеспечивает гарантию защиты прав граждан, значительным образом упрощает сам процесс работы с обращением.
Функционирование системы «электронное правительство» строится на принципах открытости, равенства заявителей в доступе к электронным государственным услугам, унификации документов государственных органов, постоянного совершенствования порядка оказания электронных государственных услуг, обеспечения информационной безопасности.
— Каковы ожидания от внедрения новых правовых норм?
— По нашему мнению, принятие закона значительно повысит эффективность деятельности государственных органов, качество государственных услуг. Немаловажным фактором является и оперативность рассмотрения обращений, сокращение за счет этого  издержек как со стороны госорганов, так и со стороны граждан. Электронное правительство исключит дублирование разработок информаци-онных систем и ресурсов на уровне отдельных государственных органов.
По мнению специалистов, создание единой межведомственной платформы и комплексов информационных систем позволит интегрировать все ведомственные комплексы информационных систем в базу данных «электронного правительства», обеспечит унифицированное межведомственное взаимодействие государственных органов.
Внедрение механизмов «электронного правительства» будет способствовать ответственности должностных лиц госорганов и исполнительской дисциплины, создаст дополнительные инструменты обеспечения обратной связи с населением и особенно с субъектами предпринимательства.


Записала 
Фирюза КУБАРЕВА, 
Газета Народное слово

 

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан