Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Инвестиции — в электроэнергетику

В Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялось заседание Комитета по вопросам бюджета и экономическим реформам, на котором обсуждены итоги изучения исполнения Закона «Об инвестиционной деятельности» в системе Государственной акционерной компании «Узбекэнерго».

В мероприятии приняли участие сенаторы, представители Кабинета Министров, заинтересованных министерств и ведомств, руководители предприятий энергетической отрасли страны, ученые, эксперты, а также представители негосударственных некоммерческих организаций и СМИ.
Участники заседания отметили, что одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны является модернизация электроэнергетики, внедрение новых технологий. В целях обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли, формирования прочных правовых основ ее деятельности в республике были приняты законы «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях прав иностранных инвесторов и мерах по их защите», «Об электроэнергетике», реализуются указы, постановления Президента Республики Узбекистан и другие нормативно-правовые акты.
Изучение исполнения законодательства, в частности, Закона «Об инвестиционной деятельности», постановления Президента от 15 декабря 2010 года «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011—2015 годах», ежегодных инвестиционных программ показало, что ГАК «Узбекэнерго» реализуется более 40 инвестиционных проектов общей стоимостью более 8,7 миллиарда долларов. Сенаторами отмечено, что в соответствии с законодательством инвестиционные проекты ГАК «Узбекэнерго», реализуемые с привлечением иностранных инвестиций, проходят обязательную государственную экспертизу, участникам инвестиционных проектов  предоставляются налоговые и иные льготы и преференции. Только в 2013 году в реализацию инвестиционных проектов привлечено более 800 миллионов долларов, из них 45 процентов — собственные средства ГАК «Узбекэнерго», 23 процента — средства Фонда реконструкции и развития, более 20 процентов — иностранные кредиты под гарантию правительства Республики Узбекистан, порядка 12 процентов — прямые инвестиции и кредиты коммерческих банков.
На заседании отмечено, что в результате принимаемых мер ГАК «Узбекэнерго» завершена реализация проектов, имеющих стратегическое значение для экономики страны, а именно в 2012 году обеспечен ввод парогазовой установки мощностью 478 МВт и начато строительство второй парогазовой установки на Навоийской теплоэлектростанции, в 2013 году завершено строительство газотурбинной установки мощностью 27 МВт на Ташкентской теплоэлектроцентрали.
Проводится работа по модернизации низковольтных сетей и соответствующей  инфраструктуры по всей территории страны, что обеспечит надежное электроснабжение более 9 000 махаллей и двух миллионов их жителей, позволит активизировать деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в регионах, обеспечит увеличение объемов и номенклатуры продукции, даст возможность создать дополнительные рабочие места.
В целях развития генерирующих мощностей, бесперебойного обеспечения электрической энергией потребителей продолжаются работы по строительству двух парогазовых установок мощностью по 450 МВт на Талимарджанской ТЭС, начато строительство новой тепловой электростанции общей мощностью 900 МВт в Туракурганском районе Наманганской области.
С привлечением заемных средств Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития и других инвесторов предусматривается внедрение автоматизированной системы учета электроэнергии и установка к электрическим сетям ГАК «Узбекэнерго» и у потребителей порядка 5,5 миллиона современных электронных приборов учета. 
В рамках реализации Указа Президента от 1 марта 2013 года «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии» на базе НПО «Физика-Солнце» создан институт солнечной энергии. Начата работа по реализации проекта строительства солнечной электростанции мощностью 100 МВт в Самаркандской области с привлечением средств Фонда реконструкции и развития Узбекистана и Азиатского банка развития. 
Вместе с тем в ходе обсуждения сенаторы обратили внимание на некоторые недостатки и упущения, имеющиеся в исполнении вышеназванного закона и других законодательных актов. Так, в отдельных случаях предпроектная документация инвестиционных проектов не всегда соответствует современным требованиям, что в свою очередь приводит к ее длительному согласованию в уполномоченных органах, имеет место недостаток собственных средств отрасли для своевременного выполнения обязательств по привлекаемым кредитам и займам. Остается высоким уровень дебиторской задолженности за поставляемую электроэнергию.
Участниками заседания были высказаны предложения по дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли, созданию условий для реализации инвестиционных проектов по внедрению современных энергосберегающих технологий и замене морально и физически устаревшего оборудования, улучшению качества управленческих решений, более широкому использованию альтернативных источников энергии. Подчеркнута необходимость усиления кадрового потенциала, вовлеченного в реализацию инвестиционных проектов, осуществления мониторинга проектов в постинвестиционный период, финансовых потоков.  Сотрудникам «Узбекэнерго» совместно с органами государственной власти на местах и с привлечением гражданских институтов важно усилить разъяснительную работу по рациональному использованию энергоресурсов. 
По итогам обсуждения принято соответствующее решение.

Фирюза КУБАРЕВА, Народное слово

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан