Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Информационное сообщение о четырнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

11.04.2014

четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан10 апреля 2014 года в городе Ташкенте открылось четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса И.Собиров.

Сенаторы начали свою работу с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», внесенного на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы. Данный закон подготовлен и принят в соответствии с положениями и идеями, изложенными в докладе главы государства на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, определившем приоритетные задачи по значительному углублению осуществляемых в стране демократических реформ.

Настоящие изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся в целях дальнейшей демократизации системы власти и управления, обеспечения поэтапной реализации принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», расширения роли палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в системе органов государственной власти, их прав и полномочий в реализации стратегических задач внутренней и внешней политики, усиления функций высшего законодательного органа, представительных органов власти по контролю за деятельностью Кабинета Министров и исполнительных органов, а также повышения ответственности правительства, органов исполнительной власти на местах за реализацию задач социально-экономического развития страны.

Сенаторы особо отметили, что закон станет важным фактором реализации конституционного принципа разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной, дальнейшего развития системы сдержек и противовесов между ними.

Закон имеет огромное значение для дальнейшей реализации основополагающего принципа развития нашей страны – «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», формирования политического устройства, обеспечивающего надежную защиту прав и свобод человека и других общепризнанных ценностей и норм демократии, заложенных в Конституции страны.

В Основной Закон вводится институт парламентского контроля.

Важное значение в деле дальнейшего развития парламентаризма, многопартийной системы и межпартийной конкуренции, межфракционной борьбы, этой важнейшей составляющей демократического общества, имеет включение в Конституцию нормы о том, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в парламенте представляет программу действий правительства на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В законе также предусматривается обязанность правительства представлять парламенту ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны.

Сенаторы подчеркнули важность закрепления в статье 98 Конституции норм, предусматривающих уточнение и расширение полномочий и прав Кабинета Министров.

четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики УзбекистанВ частности, на Кабинет Министров возлагается ответственность за проведение эффективной экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной сферы. Кабинет Министров координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления, обеспечивает контроль за их деятельностью в установленном законом порядке. Сенаторы подчеркнули, что эти положения, направленные на обеспечение самостоятельности и ответственности Кабинета Министров, продиктованы самой логикой политического и конституционного развития Узбекистана.

Значительно усиливают роль и значение гражданских институтов в решении важнейших задач в социально-экономической и гуманитарной сферах поправки к статье 32 Конституции. Норма этой статьи, определяющая, что граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополняется нормой о том, что это право реализуется также путем развития и совершенствования общественного контроля за деятельностью государственных органов.

В целях усиления независимости и в то же время ответственности органов исполнительной власти на местах перед представительной властью статья 103 Конституции дополняется нормой, устанавливающей обязанности хокима области, района и города представлять соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Сенаторы также отметили особое значение поправок к статье 117 Конституции, закрепивших конституционные основы организации деятельности, функционирования и статуса Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан как независимого конституционного органа, формируемого парламентом. В Конституции закрепляются основные принципы деятельности ЦИК – независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Все это является важным шагом в деле дальнейшей демократизации избирательной системы.

Выступившие сенаторы отметили, что положения инициированного главой государства закона получают высокую оценку со стороны иностранных политических деятелей и специалистов, которые подчеркивают, что данные нововведения отвечают самым демократическим требованиям и общепризнанным международным стандартам. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы также рассмотрели вопрос о деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2013 году и приняли соответствующее решение.

Затем сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», в соответствии с которым нормы действующего законодательства приведены в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию Республики Узбекистан.

четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики УзбекистанВ ходе обсуждения данных законов сенаторы отметили, что их принятие, а также последовательная реализация демократических реформ в Узбекистане являются решающим фактором в деле обеспечения стабильности и устойчивого развития страны. Наряду с этим реализация инициатив главы государства по дальнейшей демократизации страны и формированию гражданского общества имеет важное международное значение.

В контексте международной ситуации сенаторы отметили, что Узбекистан, как и мировое сообщество в целом, не может не беспокоить ситуация в Украине и вокруг нее. Выразив поддержку позиции по этому вопросу, изложенной в известных заявлениях МИД от 4 и 24 марта с.г., сенаторы подчеркнули, что события, происходящие в Украине, приведшие к серьезным осложнениям ситуации и противостоянию, могущие привести к еще большей эскалации напряженности и трудно предсказуемым последствиям, создать реальную угрозу суверенитету и территориальной целостности страны, не могут не вызвать глубокой тревоги и озабоченности в Узбекистане.

Сенаторами было высказано мнение – разрешение создавшейся обстановки видится прежде всего в отказе от применения силовых вариантов и использовании политических средств и усилий для решения возникших проблем мирными средствами, путем переговоров, основываясь на фундаментальных нормах международного права и Устава ООН.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», подготовленный во исполнение Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Отмечалось, что данный закон направлен на дальнейшее совершенствование механизмов реализации конституционных прав граждан на информацию о деятельности государственных органов, обеспечение прозрачности, открытости их деятельности, а также повышение ответственности органов государственной власти и управления и их должностных лиц за качество принимаемых решений. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в новой редакции, разработанный в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране и Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 года «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству».

Отмечалось, что закон направлен на более четкое определение полномочий, прав и ответственности органов корпоративного управления и контроля, повышение роли и значения наблюдательных советов, общих собраний и ревизионных комиссий акционерных обществ с учетом практики применения и новых реалий развития рыночных отношений, повышение прозрачности и доступности информации о деятельности акционерных компаний для всех акционеров и потенциальных инвесторов.

По мнению сенаторов, закон будет способствовать дальнейшей демократизации рыночных реформ и либерализации деятельности акционерных обществ, совершенствованию системы корпоративного управления, повышению значения и участия класса собственников в экономике, дальнейшему углублению конкуренции на финансовом рынке, улучшению инвестиционной и деловой среды в нашей стране. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели также Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений». В ходе пленарного заседания отмечалось, что закон направлен на дальнейшее совершенствование правовых механизмов профилактики правонарушений, повышение эффективности взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, в том числе правоохранительных структур, обеспечение координации их деятельности, системности и упорядоченности предпринимаемых мер, а также унификацию многочисленных правовых норм, регламентирующих вопросы профилактики правонарушений.

По мнению представителей верхней палаты парламента, принятие данного закона позволит обеспечить формирование целостной нормативно-правовой базы в сфере профилактики правонарушений, будет способствовать дальнейшему укреплению правопорядка на местах, созданию эффективной, многоуровневой системы профилактики, обеспечивающей охрану общественного порядка, защиту прав и законных интересов граждан.

Затем сенаторы рассмотрели закон Республики Узбекистан об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей в новой редакции, подготовленный в рамках реализации положений Указа Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2012 года «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов» и Распоряжения Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года «О совершенствовании деятельности Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан».

В ходе заседания было отмечено, что нормы данного Положения направлены на дальнейшее совершенствование системы организационно-правовых механизмов отбора, подготовки кандидатов на должности судей, организации деятельности квалификационных коллегий судей всех уровней, на обеспечение подлинной независимости судебной власти.

Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан», основной целью которого является дальнейшее совершенствование действующего законодательства в социально-экономической, общественно-политической и судебно-правовой сферах.

Законом вносятся изменения и дополнения в ряд законов – «О нотариате», «О связи», «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О рынке ценных бумаг», Уголовный, Гражданский кодексы, ряд других актов законодательства.

Далее был рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и принято соответствующее решение.

Сенаторы также заслушали и утвердили отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) в 2013 году. Было отмечено, что деятельность Омбудсмана в прошлом году была направлена на осуществление мер по углублению парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и управления, их должностными лицами, содействию совершенствованию законодательства в этой сфере.

Проведен ряд мероприятий по повышению правовой культуры и усилению взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и управления, правоохранительными и судебными структурами, совершенствованию механизма общественного контроля за их деятельностью.

Особое внимание уделялось рассмотрению Омбудсманом жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, принятию законных мер по их восстановлению. В последнее время расширяется практика приема обращений по электронной почте. Наряду с этим среди населения популярна и другая форма обращений – личный прием Омбудсмана и сотрудников его Секретариата.

В ходе обсуждения сенаторы высказали ряд пожеланий и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана).

На этом первый день работы четырнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.

Пресс-служба
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан