Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕПУТАТСКОГО КОНТРОЛЯ

05.09.2014

Не секрет, что в последние годы парламентом нашей страны принят целый ряд относящихся в различным сферам жизнедеятельности общества законов, включающих в себя новые нормы и положения, направленные на улучшение жизненного благосостояния населения. По инициативе Главы государства было разработано и принято множество законов, направленных на создание более широких возможностей для предпринимательства, предоставление предпринимателям новых льгот и преференций, особенно на ограничение проверок, резкое сокращение различных видов разрешительных и иных документов, предоставляемых контролирующим органам, а также на всестороннюю государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Однако принятие новых и современных законов во имя прогресса страны и благосостояния народа – это лишь начало благих дел. Ведь данные нормы покажут свою эффективность только после того, как они получат практическое воплощение. Именно поэтому депутаты в своей деятельности, особенно в вопросах депутатского контроля на местах, уделяют особое внимание данному вопросу.

Не зря Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан отмечал, что «вторая важнейшая задача парламента, местных представительных органов власти – Кенгашей – это осуществление ими жесткого парламентского, депутатского контроля за тем, как исполнительная власть, правительство в центре и хокимияты на местах исполняют законы, принятые парламентом».

Депутатский контроль – это организационно-правовая деятельность местных Кенгашей народных депутатов, их постоянных и временных комиссий, депутатских групп и депутатов в рамках полномочий местных Кенгашей народных депутатов, связанная с наблюдением и проверкой состояния претворения в жизнь законодательных актов органами исполнительной власти, другими юридическими и должностными лицами, выявлением имеющихся преград и недостатков, их устранением, а также с применением мер воздействия на должностных лиц.

В ходе «круглого стола» на тему «Депутатский контроль – пути решения региональных проблем: на примере реализации Государственной программы «Год здорового ребенка», проведенного 5 сентября т.г. Комиссией Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах совместно с Ташкентским областным Кенгашем народных депутатов, состоялся обстоятельный обмен мнениями по данным вопросам.

Как показывают итоги проведенных анализов, депутаты областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов в 2012, 2013 гг. и в текущем году по сравнению с 2010–2011 годами активнее пользовались полномочиями депутатского запроса. В частности, депутатами Ташкентского областного Кенгаша народных депутатов в 2010 году 25 раз был использован депутатский запрос, в 2011 году – 31 раз, в 2012 году – 35 раз, в 2013 году – 54 раза и в первом полугодии текущего
года – 29 раз.

По уровню активного пользования полномочиями депутатского запроса в организации контроля за деятельностью исполнительной власти в Ташкентской области города Чирчик и Бекабад, Пскентский и Кибрайский районы можно выделить как образцовые.
Как отметили участники мероприятия, не сегодняшний день все более совершенствуются правовые основы осуществления депутатского контроля в решении региональных проблем депутатами местных Кенгашей народных депутатов. В частности, согласно Закону Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», хоким области, района и города представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Также участниками «круглого стола» была отмечена важность развития сотрудничества между представительными органами власти на местах и институтами гражданского общества, в частности средствами массовой информации в налаживании депутатского контроля по решению региональных проблем, обеспечению исполнения на местах законов и государственных программ Республики Узбекистан, эффективного использования в регионах института депутатского запроса, растущей роли политических партий и депутатских групп в осуществлении депутатского контроля.

Согласно законодательству Республики Узбекистан, на основе депутатского контроля возможны: отмена местными Кенгашами народных депутатов не соответствующих законодательству Республики Узбекистан решений хокима и нижестоящего Кенгаша народных депутатов; инициирование партийными группами в Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента представления Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента; обращение депутата к соответствующим органам и должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаруженных нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан или иных нарушений законодательства; в установленном законом порядке внесение представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение ими актов Кенгаша народных депутатов и хокима.

По итогам «круглого стола» его участниками приняты соответствующие рекомендации, направленные на выявление неиспользованных возможностей и ожидающих своего решения проблем в рамках обсужденной темы, в частности на определение мероприятий по заслушиванию отчетов или информации должностных лиц управлений и отделов хокимията по исполнению государственных, региональных программ при формировании годовых планов и устранению имеющихся в регионах проблем, а также на совершенствование механизмов осуществления депутатского контроля и их правовых основ, устранение имеющихся ошибок и недостатков в деятельности представительных органов власти на местах.

Пресс-служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан