Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Акт милосердия и гуманизма

04.12.2014

Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об амнистии в связи с двадцать второй годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан» стало ярким проявлением гуманности государства, судебно-правовой системы нашей страны. Оно на практике подтверждает приверженность Узбекистана к неукоснительному соблюдению общепризнанных стандартов прав и свобод человека. Стоит особо подчеркнуть и то, что наделение парламента полномочием принимать соответствующее решение — тоже факт последовательности в реализации демократических принципов в общественном и государственном строительстве.

Лицам, преступившим черту закона, государство предоставляет возможность возвращения в полноценную жизнь. Комплексные меры, которые проводятся по социальной адаптации таких людей, обеспечению их работой, по диспансеризации и лечению, дают шанс обрести не только свободу, но и стать активными членами общества. В этой связи, как подчеркивалось в ходе многочисленных дискуссий, наравне с органами правопорядка огромная ответственность возлагается на руководителей и представителей органов труда, социальной защиты, реабилитации и адаптации, здравоохранения и других. Вместе с тем требуется поддержка и со стороны общественности, ибо недаром акт об амнистии вбирает в себя такие присущие нашему народу качества, как гуманность и умение прощать.

Отличительная особенность постановления Сената о порядке применения акта амнистии состоит в том, что отдельным пунктом подчеркнута необходимость широкого общественного контроля за ходом применения акта в целях обеспечения гласности и прозрачности процесса, недопущения неточностей и ошибок. При этом должна быть учтена обязательность создания территориальных комиссий на уровне регионов республики, а также рабочих групп по обеспечению общественного контроля. В постановлении предусматривается активное участие сенаторов, депутатов на местах, региональных представителей Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека в осуществлении общественного контроля за применением акта амнистии, а также обеспечением прозрачности его исполнения.

Конституция Республики Узбекистан содержит несколько правовых норм, касающихся принципов
гуманизма. На основании пункта 23 статьи 93 одним из полномочий Президента Республики Узбекистан является внесение представления в Сенат Олий Мажлиса о принятии акта амнистии, что согласно пункту 10 статьи 80 относится к исключительной его компетенции.

Впервые с 2008 года в состав рабочих групп по применению акта амнистии стали включаться региональные представители Уполномоченного по правам человека, что является важным достижением для института омбудсмана.

Региональные представители омбудсмана принимают активное участие в деятельности рабочих групп по обеспечению общественного контроля за применением акта амнистии, а также по своевременному и эффективному решению вопросов, связанных с реализацией мероприятий по социальной адаптации и защите лиц, освобожденных от наказания на основе акта об амнистии. Это свидетельствует о росте авторитета региональных представителей омбудсмана, а также о повышении степени доверия к ним населения и государственных органов.

Основными задачами рабочих групп являются посещение учреждений по исполнению уголовных наказаний, проведение бесед с осужденными и ознакомление с их личными делами. Члены рабочих групп принимают участие в изучении и рассмотрении материалов по применению акта амнистии, проводят мониторинг состояния работы с освобожденными лицами. Особое значение в деле широкого освещения хода исполнения постановления Сената об амнистии придается роли средств массовой информации. При этом обращено внимание и на недопущение фактов злоупотребления и неправомерного применения либо отказа в применении акта.

Институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека, учрежденный в 1995 году впервые в Центральной Азии по инициативе Президента Республики Узбекистан, наделен полномочиями обеспечения парламентского контроля за соблюдением действующего законодательства о правах человека в Республике Узбекистан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека.

Проблема соблюдения прав человека в сфере правосудия, в том числе вопросы применения актов амнистии и помилования, относится к числу приоритетных в деятельности омбудсмана.

В адрес Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека ежегодно поступают обращения граждан по вопросам, связанным с применением акта амнистии и помилования. Так, в 2013 году были взяты на контроль 69 обращений. В них осужденные, их родственники указывали на сложности реализации права осужденных на условно-досрочное освобождение, а также применения акта амнистии. Все эти обращения были рассмотрены.

Так, в Сурхандарьинской области представитель омбудсмана А. Ахмедов руководил рабочей группой по обеспечению общественного контроля и прозрачности процедуры применения постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года об амнистии. В Термезе и районах Сурхандарьинской области рабочая группа провела 48 встреч, «круглых столов». В данных мероприятиях приняли участие около 2 300 граждан.

Рабочая группа изучила 89 материалов, находящихся в дознании и предварительном следствии, приняла непосредственное участие в рассмотрении указанных материалов. Члены группы беседовали с осужденными. И такая работа была проведена во всех регионах республики.

В рамках акта амнистии повсеместно реализован комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию и защиту лиц, освобождаемых от наказания, обеспечение полного их учета и трудоустройства, помещение одиноких, нуждающихся в помощи лиц в дома инвалидов и престарелых, передачу несовершеннолетних под надзор родителей, органов опеки и попечительства, направление их в необходимых случаях в соответствующие образовательные учреждения.

Опыт участия региональных представителей в осуществлении общественного контроля за реализацией акта амнистии позволил Уполномоченному по правам человека представить ряд предложений по совершенствованию вопросов, связанных с применением постановления Сената. Так, с учетом этого опыта мы предложили организовывать семинары, конференции для работников системы правопорядка, органов социальной ориентации, районных хокимиятов, органов самоуправления граждан. В деятельность по применению актов амнистии следует широко вовлекать общественность.

К примеру, семинары-конференции, проводимые в регионах страны, сопровождаются посещением пенитенциарных учреждений, ознакомлением с условиями содержания лиц, отбывающих наказание. Анализ их результатов показывает, что благодаря проведенным в стране системным изменениям в пенитенциарной системе и совершенствованию законодательной базы в данной сфере наметились положительные тенденции в деле обеспечения прав граждан, содержащихся и отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Уполномоченный по правам человека и его региональные представители, осуществляя парламентский контроль за соблюдением законодательства в области прав человека и принимая участие в реализации постановлений Сената об амнистии, активно взаимодействуют с институтами гражданского общества и способствуют повышению правовой грамотности государственных служащих в условиях дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Омбудсман и его региональные представители сегодня включились в работу по контролю за реализацией акта амнистии, принятого к 22-й годовщине Конституции Республики Узбекистан.


Сайёра РАШИДОВА,
Уполномоченный
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман).

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан