Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Информационное сообщение об одиннадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Видеоматериал

29 марта 2013 года в городе Ташкенте продолжило свою работу одиннадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Второй день пленарного заседания сенаторы начали с заслушивания отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан о состоянии и мерах по дальнейшему усилению прокурорского надзора за соблюдением действующего законодательства по обеспечению прав и свобод человека. Было отмечено, что с первых дней обретения независимости надежная защита прав и свобод, интересов человека является важнейшим приоритетом общественного и государственного строительства, целью и содержанием социально-экономических, общественно-политических реформ, проводимых в стране, законотворческой деятельности.

В соответствии с положениями Конституции Республики Узбекистан, закрепляющей приоритет интересов человека, а также ответственность государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами, в Узбекистане создана обширная правовая база по защите личных, политических, экономических и социальных прав и свобод граждан.

Сформирована целостная система организационно-правовых механизмов защиты прав человека. Образованы и эффективно функционируют национальные институты по правам человека – Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Национальный центр по правам человека, Центр «Ижтимоий фикр» и другие.

Осуществлена масштабная работа по укреплению судебной власти, обеспечению независимости суда, превращению его в независимый государственный институт, служащий надежной защитой прав и свобод человека. Принят комплекс мер по усилению судебного контроля на стадии предварительного следствия. Важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов человека становятся ННО, другие институты гражданского общества.

Как отмечалось в отчете, последовательная демократизация судебно-правовой системы, либерализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства существенно изменили содержание и формы деятельности органов прокуратуры, усилили ее правозащитные функции. Принятый в 2001 году в новой редакции Закон «О прокуратуре» в качестве одного из основных направлений деятельности органов прокуратуры определил надзор за исполнением законов, направленных на обеспечение прав и свобод граждан. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 марта 2004 года в структуре органов прокуратуры образованы Управление по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, его территориальные подразделения.

Введение института «хабеас-корпус», исключение ряда надзорных полномочий нижестоящих прокуроров на стадии предварительного следствия, изменение подследственности ряда статей Уголовного кодекса и другие меры позволили органам прокуратуры сосредоточиться на реализации своей важнейшей задачи – надзору за исполнением законов в сфере обеспечения защиты прав, свобод и интересов человека.

В тоже время, как отмечалось в докладе, работа по реализации созданной нормативно-правовой базы, организационно-правовых механизмов в сфере защиты интересов граждан еще не в полной мере соответствует требованиям дня. На местах имеют место факты игнорирования должностными лицами, органами государственной власти и управления требований законов в сфере защиты прав человека, непринятия мер по обращениям, жалобам граждан, злоупотреблений при решении вопросов, затрагивающих экономические, социальные, трудовые и другие интересы граждан. Подобные недостатки выявлены в деятельности Госкомархитектстроя, Госкомземгеодезкадастра, Министерства по делам культуры и спорта, Министерства высшего и среднего специального образования и других.

Органы прокуратуры, осуществляя свою правозащитную функцию, по итогам надзора за точным и единообразным исполнением законов, в том числе Закона «Об обращениях граждан» и других актов законодательства в сфере обеспечения прав и интересов человека, в 2012 году опротестовали 1350 актов государственных, правоохранительных органов, не соответствующих требованиям законодательства и затрагивающих законные интересы граждан.

По фактам игнорирования требований законодательства по правам граждан, оставления без рассмотрения обращений граждан, непринятия мер по поднимаемым ими проблемам на основании постановлений и представлений прокуроров соответствующие должностные лица были привлечены к дисциплинарной, административной и материальной ответственности, имелись факты возбуждения уголовных дел. В целях разъяснения населению сути законов по правам человека в 2012 году органами прокуратуры проведено более 125 тысяч мероприятий, осуществлено более 23 тысяч выступлений посредством средств массовой информации.

Как отмечалось в докладе, Генеральным прокурором в порядке законодательной инициативы предполагается внести в Олий Мажлис законопроект, направленный на повышение ответственности должностных лиц государственных органов за нарушения требований закона в сфере защиты прав человека.

Выступившие в ходе обсуждения сенаторы отмечали необходимость коренного улучшения работы государственных структур по соблюдению требований законодательства в сфере прав человека. Безусловное исполнение законов в этой сфере является важнейшим условием углубления демократических реформ.

Сенаторами были высказаны предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод граждан.

При обсуждении отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы было отмечено, что деятельность Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в 2012 году была направлена на обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, оздоровление экологической обстановки в стране.

В соответствии с программой мероприятий, принятой в целях реализации постановления Сената Олий Мажлиса от 24 марта 2012 года «Об отчете председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы о деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в 2011 году», Госкомприродой Республики Узбекистан обеспечено выполнение 48 мероприятий по 12 основным направлениям. Особое внимание было уделено реализации Программы действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008–2012 годы .

В ходе обсуждения отчета сенаторы высказали конкретные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета по охране природы, принятию дополнительных мер по усилению контроля за соблюдением законодательства в области окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также внедрению в практику экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
Сенаторы также заслушали информацию министра юстиции Республики Узбекистан об обеспечении законности в деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных и контролирующих органов в 2012 году. Отмечалось, что за истекший период Министерством юстиции проделана определенная работа по обеспечению законности в деятельности государственных органов власти и управления, дальнейшему совершенствованию их нормотворческой деятельности, повышению правового сознания и правовой культуры в обществе.

Так, в 2012 году министерством проведено изучение соблюдения требований законодательства в деятельности более 20 государственных органов. По результатам реализации контрольных мероприятий выявлены случаи принятия и применения органами государственной власти и управления на местах, министерствами, государственными комитетами и ведомствами актов общеобязательного характера без правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции, факты ненадлежащего исполнения полномочий, возложенных на них законодательством, ненадлежащего исполнения требований Закона «О нормативно-правовых актах».

По выявленным недостаткам органами юстиции внесено 616 мер реагирования, направленных на устранение нарушений, а также причин и условий, способствующих их совершению. Заинтересованным министерствам, государственным комитетам и ведомствам предложено разработать более 80 проектов нормативно-правовых актов по восполнению пробелов и устранению противоречий, выявленных в ведомственных нормативно-правовых актах, реализованы конкретные меры по совершенствованию деятельности юридической службы государственных органов.

В ходе обсуждения сенаторы отметили необходимость усиления системного контроля за соблюдением законности в деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, правоохранительных и контролирующих органов, а также повышения эффективности координации их деятельности в сфере нормотворчества и правоприменительной практики.

Далее сенаторы рассмотрели вопросы о внесении изменений в составы Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, а также другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

По всем рассмотренным вопросам приняты соответствующие решения.

В ходе двухдневного заседания Сената рассмотрено 17 вопросов, в том числе 7 законов, направленных на поэтапное и последовательное углубление демократических реформ и формирование гражданского общества. Реализация принятых актов законодательства станет важным фактором дальнейшего повышения уровня жизни населения, стабильности и благополучия в стране.

На этом одиннадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса завершило свою работу.

Пресс-служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан


Видеоматериал

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

 

Дата публикации: 29/03/2013 20:16:02
Последнее обновление:

Ўзбекча | English | Español | Arabian

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан