Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Информационное сообщение о тринадцатое пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан


12.12.2013

тринадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан12 декабря 2013 года в городе Ташкенте открылось тринадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации.

В первый день пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан сенаторами было рассмотрено 9 вопросов, из них 5 законов, направленных на дальнейшее углубление социально-экономических реформ, защиту прав и интересов граждан, в том числе детей и молодежи, обеспечение охраны окружающей среды, а также решение других вопросов, имеющих большую общественную значимость.

При обсуждении вопросов, внесенных в повестку дня пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, сенаторы особо отмечали, что принятые законы будут способствовать реализации задач, изложенных в докладе главы государства на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, в том числе в связи с провозглашением 2014 года Годом здорового ребенка.

Сенаторы начали свою работу с рассмотрения вопроса «Об амнистии в связи с двадцать первой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан», внесенного в верхнюю палату парламента Президентом Республики Узбекистан. По данному вопросу было принято соответствующее постановление.

В ходе рассмотрения вопроса сенаторы отметили, что принятие акта об амнистии по случаю двадцать первой годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан является еще одним ярким проявлением гуманности нашего государства, в котором права человека и его интересы являются высшей ценностью, сутью и содержанием проводимых демократических, общественно-политических и социально-экономических реформ.

Постановлением Сената Олий Мажлиса предусмотрено освобождение от наказания осужденных (с учетом предусмотренных ограничений): женщин, лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, мужчин старше 60 лет, граждан иностранных государств, а также ряд других категорий. Кроме того, Постановлением предусмотрены категории лиц, на которых не будет распространяться действие постановления об амнистии.

Сенат своим решением определил порядок применения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об амнистии в связи с двадцать первой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан», в котором устанавливается процедура судебного рассмотрения дел и материалов в отношении лиц, подлежащих освобождению от уголовной ответственности и наказания по акту амнистии. При этом предусматривается активное участие сенаторов, депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента, районов и городов, региональных представителей Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека в осуществлении общественного контроля за применением постановления об амнистии, а также обеспечением прозрачности процедур его исполнения.

Предусматривается также реализация комплекса мероприятий, направленных на социальную адаптацию и защиту лиц, освобождаемых от наказания, обеспечение полного их учета и трудоустройства, помещение одиноких, нуждающихся в помощи лиц в дома инвалидов и престарелых, передачу несовершеннолетних под надзор родителей, органов опеки и попечительства, направление их в необходимых случаях в соответствующие образовательные учреждения.

Далее сенаторы рассмотрели и утвердили Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год. Отмечалось, что в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса стратегическое значение имеет направленность Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год на обеспечение макроэкономической стабильности и высоких темпов роста ВВП страны, формирование диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, дальнейшее повышение благосостояния и уровня жизни населения. Государственный бюджет на 2014 год разработан с учетом Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, а также реализации основных приоритетов программы социально-экономического развития страны, определенных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на заседании Правительства страны 18 января текущего года.

По мнению сенаторов, основными приоритетами в области налоговой политики остается дальнейшее снижение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов и населения, упрощение системы налогообложения, увеличение доходной части и укрепление местных бюджетов, усиление мер налогового администрирования, направленных на пресечение фактов занижения и сокрытия объектов налогообложения.

В числе важнейших мер по дальнейшему сокращению налоговой нагрузки предусматривается снижение базовой ставки налога на прибыль юридических лиц с 9 до 8 процентов. В результате в распоряжении юридических лиц дополнительно останется более 130 миллиардов сумов. Кроме того, по налогу на доходы физических лиц предусматривается снижение минимальной ставки шкалы налогообложения доходов с 8 процентов до 7,5 процента с сохранением порядка перечисления средств за счет налога на доходы физических лиц в размере одного процента на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан.

В ходе обсуждения сенаторы особо отметили, что главный финансовый документ страны направлен на сохранение тенденции увеличения расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения, увеличение финансирования образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта, в том числе финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения учебно-лабораторных корпусов вузов, спортивных залов и мест проживания студентов. За счет централизованных инвестиций будут направляться необходимые средства на строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры, в том числе строительство автомобильных дорог, объектов водоснабжения и других социальных объектов для вновь создаваемых жилых массивов в сельской местности.

В выступлениях сенаторов было особо подчеркнуто, что основные направления налоговой и бюджетной политики, а также параметры Государственного бюджета на 2014 год в целом соответствуют приоритетным направлениям социально-экономического развития страны, стратегической программе дальнейшего углубления реформ во всех сферах жизни общества. Особое внимание уделено мерам, направленным на сохранение устойчиво высоких темпов экономического роста, продолжение реализации активной инвестиционной политики по ускорению развития и модернизации отраслей промышленности, дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также дальнейшее улучшение деловой среды, поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства. По итогам обсуждения сенаторы утвердили Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год и приняли соответствующее постановление.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2014 год», подготовленный в соответствии с концепцией налоговой политики на 2014 год, во исполнение некоторых решений Президента Республики Узбекистан, а также в целях уточнения ряда норм законодательства для единообразного их применения.

Сенаторы отметили, что Закон направлен на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и экономику в целом, упрощение системы налогообложения, укрепление доходной части местных бюджетов и совершенствование налогового администрирования. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы также рассмотрели и одобрили Программу создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2014 год, разработанную Кабинетом Министров Республики Узбекистан с целью осуществления комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости населения путем задействования потенциала территорий и отраслей экономики, рационального использования трудовых ресурсов с учетом демографических факторов и структурных преобразований в экономике, всемерного содействия развитию эффективных форм занятости, поощрения предпринимательской инициативы граждан.

Отмечалось, что Программа разработана с учетом Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, текущих и перспективных потребностей рынка труда в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан «О занятости населения», принципами государственной политики в области занятости населения, разработки соответствующих целевых программ и международными стандартами.

Программой предусматривается создание в 2014 году 983,6 тысячи рабочих мест за счет ввода в действие новых крупных промышленных объектов, реконструкции и расширения действующих предприятий, реализации программ социально-экономического и индустриального развития территорий, программ развития строительства индивидуального жилья в сельской местности и подрядных строительных работ, дальнейшего развития фермерских хозяйств и модернизации сельскохозяйственного производства, вовлечения населения в реализацию инфраструктурных проектов и работ по благоустройству, обеспечения сохранности и стабильного функционирования создаваемых рабочих мест, трудоустройства женщин, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса, частного и семейного предпринимательства, ремесленничества, сферы услуг и сервиса, наращивания надомного труда и др.

Особое внимание в рамках реализации Программы будет отведено трудоустройству выпускников образовательных учреждений. В 2014 году намечено трудоустроить на создаваемые в соответствии с параметрами Программы новые рабочие места, а также имеющиеся вакантные и резервируемые рабочие места около 500 тысяч выпускников профессиональных колледжей.

Затем сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан». В ходе заседания отмечалось, что Бюджетный кодекс является законодательным документом прямого действия, что обеспечивает единство законодательной базы и системы ее правоприменения.

Бюджетный кодекс предусматривает систематизацию всего бюджетного процесса (формирование, утверждение, исполнение Государственного бюджета и обеспечение контроля) в едином и целостном законодательном документе, применение единых принципов регулирования как Государственного бюджета, так и внебюджетных целевых фондов, определение полномочий всех участников бюджетного процесса и механизмов их взаимодействия, а также совершенствование межбюджетных отношений с закреплением источников доходов местных бюджетов, распределение полномочий и взаимодействие между бюджетами всех уровней.

Кодексом также определяется ряд дополнительных направлений и сфер деятельности, источники и механизм реализации которых напрямую связаны с Государственным бюджетом, в том числе порядок привлечения грантов и средств технического содействия, мониторинга и контроля за их использованием, осуществление государственных заимствований и государственных закупок, механизм обеспечения финансового контроля, а также бухгалтерского учета и отчетности в системе государственных финансов.

По мнению сенаторов, принятие Бюджетного кодекса в совокупности с действующим Налоговым кодексом позволит сформировать единую унифицированную, соответствующую международным стандартам законодательную базу государственных финансов, систематизировать бюджетные правоотношения, а также обеспечить применение единых правовых норм и подходов на всех стадиях и уровнях бюджетного процесса, прозрачность и стабильность бюджетной системы страны. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Узбекистан». Было отмечено, что данный Закон разработан в целях дальнейшего совершенствования действующего законодательства, приведения его отдельных норм в соответствие с Бюджетным кодексом Республики Узбекистан.

Законом вносятся изменения и дополнения в законы «О государственной власти на местах», «О внешних заимствованиях», «О бухгалтерском учете», а также признаются утратившими силу некоторые законодательные акты, в том числе законы «О бюджетной системе», «О казначейском исполнении Государственного бюджета».

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об экологическом контроле», разработанный группой депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса от Экологического движения Узбекистана в целях реализации задач, определенных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Отмечалось, что Законом, в обсуждении которого приняла участие широкая общественность, институты гражданского общества (органы самоуправления граждан, ННО) наряду с другими субъектами и участниками экологического контроля наделяются полномочиями по участию в вопросах обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, разработки и реализации экологических программ, наблюдения за состоянием окружающей среды и др.

Сенаторы особо отметили, что принятие данного Закона будет способствовать повышению эффективности экологического контроля, координации деятельности государственных учреждений, гражданских институтов в этой сфере, а также укреплению роли органов самоуправления граждан, ННО и других общественных организаций в осуществлении действенного экологического контроля, решении важнейших государственных программ в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения.

Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве», разработанный во исполнение Государственной программы «Год семьи».

В ходе заседания отмечалось, что за прошедший период в стране создана эффективная, многоуровневая система защиты прав и законных интересов лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются действенные меры по их государственной поддержке. Налажена работа по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав и законных интересов в судах и других учреждениях. Сформирована и развивается целостная нормативно-правовая база в сфере защиты интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

По мнению сенаторов, принятие единого, специального закона, объединяющего положения действующих в этой сфере актов законодательства, будет способствовать усилению правовых гарантий защиты прав и законных интересов лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, прежде всего детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства. Закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы тринадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.

Пресс-служба
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

 

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан