Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

За строкой указа

ЭФФЕКТ КОРЕННЫХ РЕФОРМ


12 .11.2013

С первых лет независимости Узбекистана руководство страны уделяет самое пристальное внимание вопросам охраны здоровья граждан, совершенствованию системы здравоохранения, подготовке современных медицинских работников всех уровней, отвечающих всевозрастающим требованиям времени, созданию для этого необходимой правовой базы. Эти вопросы стали одними из приоритетных направлений социальной политики государства. В первую очередь они получили отражение в Конституции Республики Узбекистан, где в статье 40 закреплено: «Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание».

 

Это говорит о том, что в нашей стране каждый человек обеспечен гарантированной государством возможностью обратиться и получить необходимую медицинскую помощь со стороны медицинских учреждений и его сотрудников. Тех, кто дал клятву врача Республики Узбекистан всегда прийти на помощь нуждающимся в ней людям, добросовестно исполняя свой долг. При этом государство осуществляет жесткий контроль за уровнем квалификации медицинских работников.
В Узбекистане законодательство запрещает заниматься лечебной практикой лицам, не имеющим соответствующей квалификации врача. Государственные службы постоянно контролируют качество и уровень медицинского обслуживания в лечебно-оздоровительных учреждениях, в том числе и частных, добиваются соблюдения в них утвержденных стандартов.
В рамках реализации вышеназванного конституционного положения в республике сформирована эффективная система медицинских учреждений. Ее деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан», «О государственном санитарном надзоре», другими правовыми актами. В стране действует единая сеть здравоохранения, представляющая собой совокупность субъектов государственных, частных и ведомственных лечебных учреждений.
Медицинским обслуживанием охвачены все слои населения: дети в дошкольных учреждениях и домах милосердия, учащиеся общеобразовательных школ, колледжей и лицеев, студенты, граждане по месту жительства или работы, пенсионеры, военнослужащие и другие категории граждан.
Интенсивное развитие медицинской науки, всевозрастающие потребности общества в дальнейшем совершенствовании системы здравоохранения требуют как ее регулярного пополнения новыми поколениями высококвалифицированных специалистов, так и постоянного повышения квалификации врачей, медсестер, обслуживающего персонала, работающих в самых разных направлениях. Для этого во всех субъектах медицинского образования были осуществлены коренные реформы. Для подготовки специалистов создана и эффективно действует широкая сеть медицинских вузов и средних специальных профессиональных образовательных учреждений.
Важную роль в работе в этом направлении сыграл Указ главы государства «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 10 ноября 1998 года, в соответствии с которым при лечебных факультетах медицинских вузов были открыты отделения по подготовке медицинских сестер высшей квалификации со сроком обучения три года на базе среднего медицинского образования.
В рамках реализации Государственной программы осуществлен переход к двухуровневой подготовке специалистов: врача общей практики в бакалавриате и врачей
узких специалистов в магистратуре.
Существенно модернизирована материально-техническая база образовательного процесса в вузах, введены новые и реконструированы действующие учебные корпуса и спортивные сооружения.
Историческим шагом в подготовке будущих медицинских светил стал изданный в 2005 году Указ Президента Республики Узбекистан об образовании на базе двух мединститутов Ташкентской медицинской академии, которая является ведущим учебным заведением в республике, осуществляющим подготовку высококвалифицированных работников здравоохранения.
При обучении на первой ступени образования — бакалавриате — все медицинские вузы ориентированы на подготовку врачей общей практики (общего педиатра, общего гигиениста-эпидемиолога, общего стоматолога), которые подготовлены для работы в первичном звене здравоохранения, в частности, в сельских врачебных пунктах, в семейных поликлиниках. Это позволило обеспечить квалифицированной медицинской помощью все население, в первую очередь сельское.
Вторая ступень медицинского образования — магистратура — предусматривает подготовку врачей по 52 узким специальностям (хирурги, кардиологи, офтальмологи, инфекционисты и другие), которые подготавливаются для работы в специализированном звене здравоохранения, медицинских образовательных и научных учреждениях.
Необходимо отметить, что в медицине подготовка узких специалистов для практического здравоохранения осуществляется также через клиническую ординатуру, являющуюся одним из видов переподготовки кадров. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 декабря 2009 года «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» утверждено положение о клинической ординатуре, где подготавливают врачей по 43 узким клиническим специальностям.
Медицинские наука и практика все время совершенствуются, и это находит свое отражение в вопросах подготовки кадров. Учебные программы на всех этапах врачебного образования постоянно обновляются, вводятся новые подходы к диагностике и лечению болезней человека. Важным моментом медицинского образования является обязательное освоение практических навыков. Поэтому сегодня расширяется интеграция образования и производства, медицинских вузов и клиник ведущих центров. В обучении студентов участвуют не только педагоги, но и опытные врачи. Они внедряют в учебные программы рекомендации международных организаций и высокоэффективную практику развитых государств в сфере охраны здоровья матери и ребенка, борьбы с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, обеспечения эпидемиологического благополучия в стране и другие.
В стране созданы условия и для постоянного профессионального роста. Так, в Ташкентском институте усовершенствования врачей и факультетах медицинских вузов осуществляется послевузовское образование специалистов. Каждый практикующий врач имеет возможность пройти повышение квалификации или переподготовку по определенной специальности.
Все это дает соответствующие результаты. Неудивительно, что на международном симпозиуме «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: «Здоровая мать — здоровый ребенок», состоявшемся в Ташкенте в 2011 году, «узбекская модель» здравоохранения получила высокую оценку международных экспертов. Ими было отмечено, что немаловажную роль в этом сыграла модернизация образования в медицинских вузах республики.
Переход на международные стандарты медицинского образования, подготовка врачей общей практики, государственное распределение выпускников вузов, создание системы непрерывного образования, широкий выбор медицинских учреждений способствуют повышению качества медицинского обслуживания.
Словом, система медицинского образования в нашей стране нацелена на подготовку врачей завтрашнего дня, которые смогут использовать современные достижения науки и техники, свои прочные знания, пытливый ум и самые лучшие человеческие качества во благо обеспечения здоровья людей, уверенно строящих в соответствии с Основным законом Узбекистана государство с великим будущим.

Елена БОРИСОВА,
член Сената
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан