Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Госбюджет: сохраняется социальный вектор


06.12.2013

Как сообщалось ранее, на предстоящем пленарном заседании верхней палаты Олий Мажлиса планируется рассмотреть вопрос принятия Государственного бюджета Республики Узбекистан.

На сей раз сенаторы рассмотрят главный финансовый документ страны на 2014 год. И это будет сделано, как и следует органу территориального представительства, с учетом обеспечения интересов всех регионов страны.
В ходе подготовки к данному мероприятию главный финансовый документ страны был рассмотрен в ответственном комитете Сената. При этом сенаторами отмечалось, что Госбюджет на 2014 год, определяющий стратегию развития Узбекистана на предстоящий период, направлен, прежде всего, на обеспечение макроэкономической стабильности и устойчиво высоких темпов роста валового внутреннего продукта, формирование модернизированной, диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, дальнейшее повышение благосостояния и уровня жизни населения.
Именно для успешного выполнения этих стратегических задач в стране под руководством главы государства из года в год осуществляются грандиозные созидательные преобразования практически во всех сферах жизни общества, принимаются эффективные последовательные меры по обеспечению роста ВВП. В результате реализации этих мер сегодня, когда во многих странах не прекращается падение темпов роста экономики, в Узбекистане темпы роста ВВП на протяжении последних лет составляют более восьми процентов. Это еще раз подтверждает правильность выбранного нашей страной пути развития, необратимости процесса реформ.
Как следует из Государственного бюджета, в 2014 году будет реализован широкий комплекс долгосрочных, глубоко взаимоувязанных мер по дальнейшему развитию производства, совершенствованию банковского дела, повышению роли и значения предпринимательства и малого бизнеса, всемерной поддержке фермерских хозяйств, стимулированию развития сферы услуг и надомного труда как важного фактора обеспечения занятости населения. В нем также большое внимание уделено развитию производственной и социальной инфраструктуры села, кардинальному улучшению качества жизни населения, повышению доходов граждан, адресной и эффективной социальной поддержке уязвимых слоев населения.
Так, в предстоящем году намечено провести широкомасштабную работу по повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счет последовательного реформирования, углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, развития новых высокотехнологичных производственных объектов, ускорения процессов модернизации действующих производств. Продолжатся коренные структурные преобразования и реализация комплексных мер по обеспечению опережающего развития сферы услуг, воплощение в жизнь Программы по возведению индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам путем застройки новых жилых массивов, а также строительства за счет бюджетных средств объектов социальной инфраструктуры, включая водопроводные сети, электрические линии, газовые сети и подъездные автомобильные дороги.
В 2014 году ожидается рост ВВП на 8,1 процента, промышленной продукции — на 8,3 процента, производства сельхозпродукции — на 6 процентов. В числе приоритетов продолжают оставаться ускорение и расширение модернизации, технического и технологического обновления производств, опережающее развитие дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, создание максимально благоприятной деловой среды, что будет способствовать в дальнейшем устойчивому экономическому росту, укреплению доходной части бюджета.
Налоговая политика Узбекистана также, как и в предыдущие годы, будет направлена на упрощение системы налогообложения, снижение бремени для хозяйствующих субъектов и населения, укрепление доходной части местных бюджетов и совершенствование налогового администрирования. В частности, предусматривается снижение базовой ставки налога на прибыль для хозяйствующих субъектов с 9 до 8 процентов, что позволит оставить в распоряжении предприятий порядка 132 миллиардов сумов, которые будут направлены на их дальнейшее развитие. Кроме того, для плательщиков налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры предусматриваются дополнительные вычеты из налогооблагаемой базы, что позволит унифицировать расчет налогооблагаемой прибыли и оставить в распоряжении у хозяйствующих субъектов дополнительно более 25 миллиардов сумов.
Главный финансовый документ страны неизменно сохраняет четкую социальную направленность. В результате реализации мер по повышению благосостояния населения, в частности путем неуклонного увеличения заработной платы, реальные доходы граждан выросли за последние три года в 1,9 раза. В предстоящем году также планируется повышение размеров заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, пособий и стипендий.
В 2014 году расходы Государственного бюджета Республики Узбекистан на образование без учета затрат внебюджетного Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений и Фонда развития материально-технической базы высших учебных заведений составят 7,4 процента к ВВП. Кроме того, предусмотрено строительство, реконструкция и капитальный ремонт школ, лицеев и колледжей, спортивных залов и площадок, других объектов инфраструктуры, переоснащение их учебно-лабораторным, производственным и спортивным оборудованием, компьютерной техникой, мебелью и инвентарем. В соответствии с Государственной программой, утвержденной постановлением Президента от
8 июля 2008 года, продолжится строительство, капитальная реконструкция и оснащение детских школ музыки и искусства. Значительные бюджетные ассигнования будут направлены на реализацию программы модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011—2016 годы.
Между тем в 2014 году расходы на здравоохранение без учета средств, выделяемых из Госбюджета внебюджетному Фонду реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений, составят 2,9 процента от ВВП, что обеспечит финансирование всех мероприятий в рамках принятых программ по реформированию сферы здравоохранения и повышению качества медицинских услуг.
В рамках реализации Программы дополнительных мер по дальнейшему усилению социальной защиты одиноких престарелых граждан, пенсионеров и инвалидов на 2011—2015 годы предусматривается строительство и реконструкция медико-социальных учреждений республики, проведение мероприятий по совершенствованию системы социального обслуживания.
В 2014 году предусмотрены меры, направленные на увеличение доходной базы регионов и снижение доли субвенций в местных бюджетах, что будет способствовать их дальнейшему укреплению.
Комплексный подход к формированию доходной части бюджета, взвешенная политика в отношении целевого и рационального использования государственных средств, совершенствование системы контроля над расходами, несомненно, послужат дальнейшему повышению качества жизни населения, будут способствовать стабильному росту экономики страны.

Алишер БУРХОНОВ,
член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Ўзбекча

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан