Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Для баланса интересов государства и общества


05.12.2013

Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.
Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат — Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).

Из статьи 76 Конституции Республики Узбекистан.

Образование в Узбекистане двухпалатного национального парламента определило основу глубокого реформирования законодательной власти в Узбекистане. По сути сформирована система сдержек и противовесов, что позволило существенно повысить качество законотворческой работы, добиться сбалансированности общегосударственных и региональных интересов, учитывая, что верхняя палата — Сенат, формирующийся из депутатов местных Кенгашей, представляет регионы, а нижняя — Законодательная — осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе.
В развитии национального парламента особое значение имело принятие в 2003 году конституционных законов «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», четко определивших статус, полномочия и механизмы деятельности палат в отдельности и парламента в целом.
Следующим шагом в развитии парламентаризма стало создание законодательной основы дальнейшей демократизации государственной власти и управления, обеспечения более сбалансированного распределения полномочий между тремя ее субъектами — Президентом, законодательной и исполнительной властью, а также усиления роли и влияния политических партий в осуществлении социально-экономических, общественно-политических реформ, обновлении и модернизации страны. Введен новый, отвечающий демократическим принципам конституционный порядок, когда кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. Данные новшества имеют историческое значение для нашей страны, так как включение в Основной закон нового порядка формирования правительства значительно повышает ответственность политических партий, их роль и значение в жизни общества.
Кроме того, Олий Мажлису предоставлено право выражать вотум недоверия Премьер-министру. В законе четко регламентирован механизм реализации этого права, которое значительно усиливает роль фракций политических партий и парламента в решении важнейших государственных вопросов, расширяет полномочия Олий Мажлиса в системе органов государственной власти страны.
Также внесено дополнение в статью 78 Конституции, в соответствии с которым парламенту предоставлено право заслушивать отчеты Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны.
Это значительно расширяет возможности парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, обеспечивает эффективность деятельности сенаторов в отстаивании интересов своих регионов.
Парламент, помимо других, обладает и определенными полномочиями контроля за действиями правительства. Это осуществляется посредством принятия соответствующих законов и постановлений, утверждения Государственного бюджета и контроля его исполнения, заслушивания отчетов высших должностных лиц государства. Согласно статье 9 Конституционного Закона «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» к числу исключительных полномочий Сената относится заслушивание отчетов Генерального прокурора, председателя Государственного комитета по охране природы, председателя правления Центрального банка. Этот процесс сопровождается тщательной, предварительной контрольно-аналитической работой в комитете и способствует совершенствованию системы сдержек и противовесов, проведению глубокого анализа, который позволяет принять взвешенное решение.
Немаловажное значение имеет контроль за исполнением постановлений Сената, принятых по итогам заслушивания отчета и информации. Комитетом Сената ведется работа по обобщению и анализу информации, поступающей от Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, а также органов государственного управления, правоохранительных и контролирующих структур по результатам исполнения постановления Сената.
За годы независимости в нашей стране накоплен большой опыт парламентской деятельности. При этом нам еще предстоит решить целый ряд задач по повышению эффективности контрольно-аналитической работы Сената. Для этого необходимо продолжить изучение передового опыта других государств, имплементировать его в национальное законодательство. Актуальными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с принципами и стратегией подготовки и рассмотрения законов в комитетах Сената, взаимодействием в этой работе с местными Кенгашами народных депутатов. Большое значение имеет изучение социально-политической и экономической ситуации в стране, а также отражение в рассматриваемых законах общегосударственных и региональных интересов.
Принципиально важно для повышения эффективности правоприменительной практики повысить роль парламента и местных Кенгашей народных депутатов в контроле за органами исполнительной власти. Особого внимания требует изучение на заседаниях комитетов верхней палаты вопросов реализации на практике государственных программ и законов с активным привлечением ответственных руководителей соответствующих министерств, экспертов, а также задействование неиспользованных резервов для выработки конкретных рекомендаций, устранения выявленных упущений.
Первостепенное значение приобретает при этом участие в законотворчестве общественности, обеспечение прозрачности данного процесса, развитие механизма обратной связи законодателей с населением, учет общественного мнения на разных стадиях законотворческого процесса. В этой связи особую актуальность приобретает повышение политико-правовой грамотности населения: информационно-разъяснительная работа, внедрение программы правового воспитания граждан.

Светлана АРТЫКОВА,
председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по законодательству и судебно-правовым вопросам.

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан