Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Закон вступил в силу

 

Сенатор Маврутали РАДЖАПОВ:
РЕФОРМЫ В СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ИМЕЮТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА

Сенатор Маврутали РАДЖАПОВОбеспечение верховенства закона, надежная защита прав и свобод человека стали основной целью реформ, осуществляемых в годы независимости в судебно-правовой сфере. При этом особое внимание уделяется формированию и последовательной либерализации правовой базы судебной системы, укреплению независимости и повышению ответственности судов.

Следует отметить, что в результате комплексных организационно-правовых мер сегодня судебная власть все больше проявляет себя в качестве самостоятельного государственного института по защите прав граждан и осуществлению правосудия.
Реформирование судебно-правовой сферы является одним из важнейших направлений строительства демократического правового государства. Данному направлению отведено особое место в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, представленной Президентом на совместном заседании палат парламента 12 ноября 2010 года. В этом программном документе выдвинут ряд законодательных инициатив, направленных на дальнейшую демократизацию судебно-правовой сферы и решение таких важнейших задач, как модернизация системы политических, экономических и государственно-правовых отношений, формирование гражданского общества, обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан. Разработанный в соответствии с Концепцией и недавно вступивший в силу Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы» стал еще одним практическим шагом в осуществлении реформ.
Данным законом внесены изменения и дополнения в пять законодательных актов — законы «О прокуратуре» и «О судах», Уголовно-процессуальный, Гражданский и Хозяйственно-процессуальный кодексы. В соответствии с ним прежде всего установлен порядок применения прокурором, следователем на стадии досудебного производства мер процессуального принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение только на основании санкции судьи. Согласно этому порядку при наличии оснований для отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение прокурор, следователь выносит постановление о возбуждении ходатайства о применении данной меры процессуального принуждения, и прокурор направляет его в суд. Ходатайство рассматривается районным (городским) судом единолично, на закрытом судебном заседании, в течение 48 часов с момента поступления материалов. Это, конечно же, служит оперативному и качественному проведению следствия по уголовному делу, более полному обеспечению защиты прав и интересов граждан.
Если обратиться к зарубежному опыту, то анализ показывает, что в ряде стран — США, Германии, Франции, Японии, Республике Корея и России применение мер процессуального принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение осуществляется только в судебном порядке.
Наряду с этим вышеназванным законом введен судебный порядок продления срока пребывания обвиняемого в лечебном учреждении. Лицо может быть помещено в лечебное учреждение максимум на один месяц. В отдельных случаях, на основании заключения врачей этот срок может продлен судом по ходатайству прокурора еще на один месяц.
Еще одно изменение состоит в том, что теперь оглашение обвинительного заключения при рассмотрении уголовного дела на судебном заседании возлагается на прокурора. В некоторых странах, например, США, Германии, Японии, Китае, Республике Корея и России возбуждение уголовного дела осуществляется лицами, ответственными за дознание и следствие — прокурором, полицией, а оглашение обвинительного заключения возложено на прокурора. Законы этих государств допускают также оглашение постановляющей части обвинительного заключения (прокурором) и приговора (судьей). Применение таких правил направлено на обеспечение выполнения основной задачи суда по справедливому рассмотрению дела и по осуществлению правосудия. И это свидетельствует о последовательном расширении полномочий судебной власти.
Естественно, это возлагает большую ответственность на работников судебной системы, требует от них быть более активными в реализации инициатив и идей, выдвинутых главой нашего государства. А значит, жизненной необходимостью является социальная защита  работников судебной системы, постоянное повышение их квалификации. В этом плане огромное значение имеет Указ Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2012 года «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы». В нем отражены такие важные вопросы, как обеспечение дальнейшего повышения роли и места судебных органов в государственном управлении, усиление правовых и социальных гарантий для независимого судопроизводства, защита социального статуса работников судебной системы. 
В указе предусмотрено прохождение лицами, впервые назначенными (избранными) на должности судей, обязательной подготовки и стажировки в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, а также Верховном суде и Высшем хозяйственном суде Республики Узбекистан. Это будет способствовать обеспечению эффективности проводимых реформ в судебно-правовой системе и судебной защиты прав и интересов граждан.
Словом, принимаемые нормативно-правовые документы, направленные на поэтапную демократизацию и либерализацию судебно-правовой системы, несомненно, станут надежной законодательной основой для поднятия осуществляемых реформ на новый качественный уровень.

Маврутали РАДЖАПОВ, 
член Сената
Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан.


::

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан -