Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

КАРДИНАЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ

В нашей стране за последние годы реализован широкий комплекс системных мер по последовательному продвижению по пути углубления рыночных реформ и либерализации экономики, улучшению деловой среды, развитию конкуренции, стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, защите частной собственности.

Успешной работе в данном направлении в немалой степени способствовало принятие уже в первые годы независимости  законодательных актов, декларирующих многоукладность национальной экономики, и главное — признание права частной собственности граждан на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику, что создало прочную правовую основу для становления предпринимательства в Узбекистане. За годы суверенного развития предпринимательство сыграло исключительно важную роль в формировании современной структуры экономики, обеспечивающей удовлетворение быстро меняющегося спроса, создание новых рабочих мест и роста доходов населения.
Трудно переоценить то громадное значение, которое приобретает эта сфера для создания класса собственников, среднего класса как надежной опоры модернизации и обновления страны. Именно поэтому в Узбекистане уделяется особое внимание и поддержка данному сектору экономики, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на сокращение барьеров на пути его развития.
Так, за минувшие годы была практически в четыре раза снижена стоимость получения архитектурно-планировочного задания. Стоимость проведения экспертизы проектно-сметной документации и контрольно-исполнительной съемки в ходе строительства уменьшена в 2,5 раза. Финансовые затраты на оформление кадастровых документов также сокращены в два раза. Для стимулирования развития производства уменьшены и расходы на получение экологической экспертизы. Кроме того, предусмотрено снижение стоимости регистрации субъектов предпринимательства с 5 до 2, а открытия счетов в банках — с 1 до 0,5 минимальных размеров заработной платы. Основным результатом принятия данных мер является значительное снижение финансовых нагрузок в начальный период организации бизнеса. По оценке Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, сумма первоначальных затрат на открытие нового бизнеса уменьшена в шесть раз.
Проведена большая работа по снижению стоимости аренды помещений, находящихся в государственной собственности, в ходе которой особое внимание было уделено содействию в организации производства и оказании услуг субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства.
Высвобождающиеся средства бизнесмены направляют на закупку современного оборудования и технологий, разработку и осуществление новых проектов, повышение конкурентоспособности своей продукции, а значит, и на развитие конкуренции в целом.
Благодаря целенаправленным действиям по реализации государственной конкурентной политики и стабильному развитию экономики существенным образом снизилась степень монополизации рынков.
В стране прочно сформировались благоприятные условия для создания новых хозяйствующих субъектов, в том числе и предпринимательства, свободно конкурирующих на рынках товаров и услуг, что говорит о наличии здоровой конкурентной среды.
Как считают специалисты, этому во многом способствовало то огромное внимание, которое уделяет руководство Узбекистана созданию благоприятной деловой среды для развития бизнеса, предоставлению большей свободы предпринимательству, малому и частному бизнесу, ликвидации бюрократических барьеров и препятствий.
Логическим продолжением работы в этом направлении стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству».
Особенно примечательно, что предусмотренные в этом стратегическом документе меры по улучшению в Узбекистане деловой среды провозглашаются в то время, когда правительства большинства развитых стран в борьбе с глобальным кризисом прилагают усилия, противоречащие основам рыночной экономики, — отвергают личную ответственность человека и прежде всего предпринимателя за принимаемые решения. Происходит фактическая национализация попавших в тяжелое положение компаний посредством предоставления им финансовой помощи. Государства склонны взять на себя все обязательства финансовых учреждений как путем гарантий, так и посредством прямого вливания капитала. Естественно, что помощь финансовым институтам сопровождается формальным или фактическим размыванием пакетов, принадлежащих частным собственникам. Права частной собственности ставятся тем самым под сомнение.
В этой связи глава нашего государства отметил, что слишком длительное продолжение поддерживающих мер в финансово-экономической сфере сопряжено с риском появления диспропорций в балансировании экономики и серьезным ограничением на пути развития свободного предпринимательства. Эффективность подобного регулирования вызывает принципиальные сомнения: если раньше такую систему построить не удавалось, то почему вдруг она окажется эффективной теперь? Гораздо более продуктивным представляется путь преодоления однозначной привязки данного предприятия к оказываемой им услуге или производимому товару, необходимыми с национальной точки зрения.
В таких случаях представляется, что государство должно обеспечить доступность активов и технологий для реального собственника, который может прийти на смену менеджменту банкрота, что именно в этом и состоит реальное искусство управления экономикой.
Поэтому вышеназванный указ главы нашего государства определил четкий круг мер для кардинального улучшения деловой среды, создания наиболее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с работой предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны.
В частности, для создания максимально благоприятных условий для ведения малого бизнеса и частного предпринимательства предусматривается реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления. Прежде всего это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Эти меры также охватывают упрощение процедур государственной регистрации, ликвидации, банкротства, ведения налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов предпринимательства, упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса, обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в собственности хокимиятов для малого бизнеса и частного предпринимательства, в том числе реализация преимущественного права выкупа арендуемых помещений, обеспечение расширения доступа малых и частных предприятий к государственному заказу.
В этом ряду отдельной группой выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. С целью привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на дальнейшее развитие и расширение своей деятельности.
Качественное изменение внешней среды ставит перед страной новые задачи при неизменности базовых целей и приоритетов ее социально-экономического развития.
Формирование конкурентоспособной экономики является на сегодняшний день необходимым условием проведения успешной внешнеэкономической политики. В первую очередь это относится к тем субъектам хозяйствования, которые в условиях кризиса показали неэффективность и неспособность к адаптации и саморазвитию, поэтому подлежат модернизации, санации или ликвидации.
И хотя в среднесрочной перспективе, безусловно, усилятся регулирующие и контролирующие функции государства, реализовываться они должны не столько в зарегулированной, сколько в конкурентной среде. Сохранение и развитие последней является залогом устойчивого развития в условиях мирового финансово-экономического кризиса и дальнейшего прогресса  после его преодоления. Поэтому тенденция к усилению государственного регулирования и защитных государственных мер будет во многих случаях сопровождаться мерами по либерализации управления и активизации основных конкурентных механизмов.
С этой точки зрения вышеназванный указ главы государства будет всемерно способствовать выполнению этих многофункциональных задач, направленных прежде всего на формирование сильной, диверсифицированной и социально ориентированной экономики Узбекистана.

Абдурашид АЛТИЕВ,
председатель Комитета Сената по вопросам бюджета и экономическим реформам.

Газета "Народное слово"

14.08.2012

::

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан -