Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

ОБРАЗОВАНИЕ — ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Senator Xamrotosh ShodiyevaИзвестно, что будущее страны, ее процветание, то, какое место она займет в мировом сообществе, зависит прежде всего от того, какими вырастут наши дети. 
В этом суть реализуемой в Узбекистане государственной политики и в сфере образования. Ее главным приоритетом стала забота о воспитании  гармонично развитого молодого поколения, то есть имеющего свой взгляд, свой выбор и твердую гражданскую позицию.

За годы независимости проделана огромная работа по кардинальному обновлению и реформированию сферы образования. Была сформирована соответствующая законодательная база. В Конституции нашей страны закреплено, что каждый имеет право на  получение знаний, и при этом государство гарантирует получение бесплатного общего образования. А в соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров, принятыми 29 августа 1997 года, образование было законодательно провозглашено одним из приоритетов государственной политики.
Сегодня в нашей стране действуют 9 763 общеобразовательных школы. Введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование по схеме 9 + 3. Принципиальная особенность реализуемой национальной модели образования заключается в том, что после девяти лет учебы в школе следующие три года ребята обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях. В них каждый наряду со знаниями по базовым образовательным предметам получает профессиональную подготовку по одной или нескольким специальностям, которые востребованы на рынке труда.
При этом после 12-летнего обязательного образования каждый выпускник по своему желанию может продолжить обучение в вузе и получить высшее образование по программам бакалавриата и магистратуры.
На сегодняшний день в республике проделана большая работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. В рамках Государственной общенациональной программы развития школьного образования построено и реконструировано около 9,5 тысячи школ, то есть практически все действующие в стране. На эти цели было израсходовано 1,4 триллиона сумов. Очень важно, что для всех детей созданы одинаковые условия как в городских, так и в сельских школах. Все они оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием, действуют компьютерные классы. 96 процентов всех школ страны подключено к электронно-информационной сети «ZiyoNet». Реализованы кардинальные меры по качественному и методическому обновлению учебного процесса. Школьное образование ведется на семи языках: узбекском, каракалпакском, русском, казахском, кыргызском, туркменском и таджикском. Это сделано с учетом потребностей национальностей, проживающих в нашей стране.
Кроме того, в настоящее время в стране насчитывается 1 396 профессиональных колледжей и 141 академический лицей. Для них построено свыше 1 500 новых зданий. Следует особо отметить, что такие учебные заведения есть сегодня даже в самых отдаленных районах страны. Это прекрасные современные здания. Их учебно-производственные помещения и лаборатории оборудованы и оснащены самой современной техникой и аппаратурой. Сегодня в этих учебных заведениях обучается около 1,7 миллиона юношей и девушек. Разработан общегосударственный классификатор, который охватывает 86 направлений обучения, 225 профессий, 578 специальностей, востребованных в разных отраслях экономики и социальной сферы. Каждый колледж имеет тесные связи с конкретными предприятиями — заказчиками квалифицированной рабочей силы. Это позволяет ориентироваться на запросы предприятий, где в будущем будут работать выпускники учебных заведений нового типа.
Стоит подчеркнуть, что для всех ступеней образования разработаны и внедрены новые государственные стандарты, учебные программы и учебники, которые издаются многомиллионными тиражами. Широко применяются передовые педагогические технологии и интерактивные методы обучения. В каждом учебном заведении есть свой информационно-ресурсный центр, располагающий большим фондом учебной литературы, в том числе на электронных носителях. Все это создает условия для получения качественных и разносторонних знаний.
Кардинальные реформы проведены в нашей стране и в системе высшего образования, которое стало двухуровневым, то есть состоящим из бакалавриата и магистратуры. Число высших учебных заведений за истекшие годы выросло в два раза, и сегодня в 59 вузах обучается свыше 230 тысяч студентов.
В нашей стране созданы и успешно функционируют филиалы ведущих вузов Европы и Азии, имеющих высокую международную репутацию: Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа, Московский государственный университет, Российский экономический университет. 
В вузах страны развивается процесс интеграции образования, науки и производства. Студенты активно участвуют в научных исследованиях, инновационной деятельности, в том числе по заказам предприятий. Налажены тесные взаимовыгодные связи с научно-исследовательскими учреждениями, где студентов привлекают к фундаментальным исследованиям. Это способствует подготовке молодых научных кадров.
По инициативе Президента нашей страны при ведущих вузах с участием Академии наук Узбекистана создаются научно-учебные лабораторные комплексы по самым перспективным направлениям науки, техники и технологий.

Важное место в подготовке кадров занимают вопросы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом. Создан Фонд развития детского спорта, за счет его средств построено около 1 500 современных общедоступных детских спортивных объектов. Сформирована не имеющая аналогов в мире трехступенчатая система ежегодных спортивных соревнований — отдельно для школьников, для учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев и Универсиада для студентов вузов. Во всех учебных заведениях, в том числе на селе, есть оснащенные по международным стандартам спортивные залы и спорткомплексы. 
Высокое качество образования, которое получает сегодня молодое поколение в Узбекистане, подтверждают факты. Так, за годы реализации Национальной программы по подготовке кадров учащимися школ нашей страны на международных предметных олимпиадах было завоевано 157 медалей, в том числе 29 золотых. Многие студенты являются победителями международных олимпиад по разным дисциплинам. Прославляют Родину и достижения молодых узбекских спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира и континента. 
В центре внимания остаются вопросы качества образования молодых специалистов. В стране создана эффективная система подготовки и непрерывного повышения квалификации учителей и преподавателей для колледжей, лицеев и вузов страны. Кардинально пересмотрены и утверждены новые стандарты, методические и учебные пособия. Коренным образом изменены критерии оценки и стимулирования деятельности педагогов. Так, темпы роста их заработной платы за последние десять лет в 1,5 раза опережали темпы увеличения оплаты труда в сфере реальной экономики. Ярким подтверждением общественного признания и роли труда педагогов в деле формирования и воспитания гармонично развитой личности явилось принятие в 1996 году закона, в соответствии с которым ежегодно 1 октября в нашей стране отмечается всенародный праздник — День учителей и наставников.
Хочу особо подчеркнуть, что реализуемая в Узбекистане программа в сфере образования — это не копирование какой-либо модели, а обобщение накопленного опыта развитых стран и опыта нашей страны. Она учитывает требования современности. Все это создано для того, чтобы молодежь Узбекистана, обладающая огромным потенциалом, могла в полной мере реализовать его на благо своей страны. И в Узбекистане под руководством Президента Ислама Каримова для этого созданы все условия.

Хамротош ШОДИЕВА, 
член Комитета Сената 
Олий Мажлиса по вопросам
науки, образования,
культуры и спорта.


::

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан -