Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

В Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННОЙ

Среди актуальных документов, которые планируется рассмотреть на предстоящем пленарном заседании верхней палаты Олий Мажлиса, несомненно, важное место занимает Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2013 год, принятый Законодательной палатой и направленный в Сенат для одобрения.

Прежде всего хочу отметить, что документ, вносимый на рассмотрение предстоящего пленарного заседания Сената, предусматривает последовательное развитие отраслей социальной сферы, улучшение уровня жизни населения путем опережающего повышения размеров оплаты труда и предоставления адресной социальной поддержки. 
Говоря о главном финансовом документе страны на 2013 год, внесенном на рассмотрение парламента Кабинетом Министров Республики Узбекистан, хотел бы остановиться на некоторых его особенностях. 
Так, в предстоящем году намечено провести широкомасштабную работу по повышению конкурентоспособности хозяйственной сферы страны. Это планируется осуществить за счет последовательного реформирования, углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, обеспечения опережающего развития новых высокотехнологичных предприятий и производственных объектов, ускорения процессов модернизации и технического обновления действующих мощностей.
Усилия будут направлены на структурные преобразования и обеспечение опережающего развития сферы услуг за счет увеличения объемов и использования резервов в строительстве, на транспорте, в финансово-банковской и информационно-коммуникационной сферах, медицинском и коммунально-бытовом обслуживании населения, особенно в сельской местности.
Ускорится реализация проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, развитию и модернизации железнодорожных коммуникаций, а также телекоммуникационной сети.
Продолжится воплощение в жизнь Программы по возведению индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам путем застройки новых жилых поселков, а также строительства за счет бюджетных средств объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая водопроводные сети, электрические линии, газовые сети и подъездные автомобильные дороги.
Путем дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения форм надомного труда и семейного предпринимательства, а также трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и академических лицеев будет реализована Программа создания рабочих мест и обеспечения занятости населения. А это значит, что в следующем году получат рабочие места около одного миллиона человек. 
Для устойчивого развития фермерских хозяйств в статью расходов Государственного бюджета на 2013 год включены необходимые средства  для государственной поддержки фермерских хозяйств, выращивающих хлопок-сырец на низкоурожайных землях.
Что касается налоговой политики, так же, как и в предыдущие годы, она будет направлена на упрощение системы налогообложения, оптимизацию налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов и населения, укрепление доходной части местных бюджетов и совершенствование налогового администрирования. Предусматривается снижение минимальной ставки шкалы налогообложения доходов по налогу на доходы физических лиц с 9 до 8 процентов, что позволит снизить налоговую нагрузку для всех категорий налогоплательщиков, в особенности низкодоходных групп. При этом сохраняется порядок перечисления средств за счет налога на доходы физических лиц в размере одного процента на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан. В результате дополнительно в распоряжении физических лиц останется более 186 миллиардов сумов.
Для снижения налоговой нагрузки на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предлагается установить уплату фиксированного налога, исчисляемого в кратных размерах минимальной заработной платы, исходя из минимальной заработной платы на начало года (независимо от изменения минимальной заработной платы в течение года). Аналогичный порядок  предлагается установить и при исчислении налога на доходы физических лиц для шкалы налогообложения по группам облагаемых доходов и льгот, увязанные с минимальным размером заработной платы.
Таким образом, в 2013 году будет продолжена реализация мер по неуклонному повышению доходов и уровня жизни населения.
Важное место в Госбюджете занимают позиции социального характера. Так, расходы на текущее содержание образовательных учреждений в 2013 году без учета расходов внебюджетного Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений и Фонда развития материально-технической базы высших образовательных учреждений составят 7,5 процента к валовому внутреннему продукту страны. На дальнейшее развитие системы здравоохранения планируется направить 2,9 процента ВВП республики. Это позволит обеспечить финансирование всех мероприятий в рамках принятых программ по реформированию системы здравоохранения и формированию здорового поколения. 
Объем бюджетных средств на социальные пособия, материальную помощь малообеспеченным семьям и компенсационные выплаты в 2013 году с учетом значительного повышения уровня доходов и благосостояния населения, в том числе за счет предпринятых за последние годы мер по увеличению размеров заработной платы и приравненных к ней платежей и повышения адресности их назначения, составит 1,5 процента к валовому внутреннему продукту.
В рамках реализации Программы дополнительных мер по дальнейшему усилению социальной защиты одиноких престарелых, пенсионеров и инвалидов на 2011—2015 годы из Государственного бюджета предусматривается выделение средств на финансирование нового строительства и реконструкцию медико-социальных учреждений республики, мероприятий по совершенствованию системы социального обслуживания, осуществлению целенаправленного лечения и оздоровлению указанных категорий населения, а также на улучшение их жилищно-бытовых условий. 
В целях укрепления доходной базы местных бюджетов районов (городов) и последовательного уменьшения их зависимости от вышестоящих бюджетов, а также дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения своевременного и полного финансирования из Государственного бюджета гарантированных выплат по первоочередным расходам предлагается зачислять в полном объеме в местные бюджеты отдельные виды пошлин, сборов, штрафов и прочих доходов, поступающих в настоящее время в республиканский бюджет.
Данная мера наряду с предложениями по совершенствованию налоговой политики на 2013 год, предусматривающими укрепление доходной базы местных бюджетов, позволит уменьшить долю субвенций, выделяемых из республиканского бюджета, в среднем на два процента к общим расходам местных бюджетов, с учетом повышения размеров заработной платы и приравненных к ней платежей в темпах, опережающих уровень инфляции.
И это только некоторые моменты дальнейшего социально-экономического развития нашей страны в будущем году, закрепленные в таком стратегическом документе, как Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2013 год.
В целом философия позиций Госбюджета говорит о том, что следующий год станет для узбекистанцев еще одним важным шагом на пути модернизации страны, повышения благосостояния населения, строительства демократического правового государства и сильного гражданского общества.

 

Абдурашид АЛТИЕВ,
председатель Комитета Сената 
по бюджету и экономическим 
реформам.

Дата публикации: 04/12/2012 19:31:02
Последнее обновление:

 

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан