Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 

ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УГЛУБЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В жизни любой страны есть решения, являющиеся по своей сути широким планом действий на перспективу, их реализация чрезвычайно важна для дальнейшего демократического и социально-экономического развития государства. К таким документам, несомненно, относится и выдвинутая Президентом Исламом Каримовым на совместном заседании палат Олий Мажлиса 12 ноября минувшего года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране».

Как считают известные зарубежные государственные и общественные деятели, международные эксперты, осуществление озвученных Президентом инициатив станет важным фактором дальнейшего углубления демократических преобразований.
В конце минувшей недели Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)», принятый Законодательной палатой в соответствии с инициативами главы государства, был рассмотрен на пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы, говоря в беседах с журналистами о сути и значении этого закона, отмечали, что он определяет стратегические направления развития политической системы страны на ближайшие годы, является новым этапом демократических преобразований в сфере государственного и общественного развития.
— На заседании были одобрены поправки в Конституцию страны, расширяющие полномочия политических партий, получивших большинство на выборах, — сказал член Комитета по вопросам обороны и безопасности Дамир Сидиков. — Этим впервые в стране вводится новый, отвечающий демократическим принципам конституционный порядок, когда кандидатура Премьер-министра Узбекистана предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в нижнюю палату парламента, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест.
В настоящий момент кандидатуру Премьер-министра для утверждения в парламенте выдвигает Президент.
— Кроме того, Законом о внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан, — продолжила беседу член Комитета по вопросам науки, образования, культуры и спорта Елена Борисова, — в Основной закон страны вводится норма о заслушивании и обсуждении депутатами и сенаторами Олий Мажлиса отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны, что значительно расширяет полномочия двухпалатного парламента страны в осуществлении своих контрольных функций.
Это положение является новшеством в отношениях между законодательной и исполнительной властью. Если Олий Мажлис считает какие-либо вопросы важными для общества, то может в любое время заслушивать информацию главы правительства по этим вопросам. Таким образом усиливается влияние парламента на исполнительную власть.
— Новый закон внесением дополнения в статью 93 Конституции, — сказал председатель Комитета по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии Хамрабай Разаков, — наделяет Премьер-министра правом вносить Президенту представление о назначении хокимов областей и Ташкента. Это будет способствовать дальнейшему укреплению самостоятельности, а также повышению ответственности исполнительной власти, эффективному решению входящих в ее полномочия вопросов социально-экономического развития в центре и на местах.
 — Я думаю, особо следует сказать о впервые внедряемом в нашей стране праве Олий Мажлиса выражать вотум недоверия Премьер-министру, — включается в беседу член Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Халида Алимова. — В практике зарубежных государств вотум недоверия считается одним из основных институтов, определяющих отношение парламента к правительству. Если парламент не удовлетворен тем, как Кабинет Министров решает возложенные на него обязанности, не поддерживает его, то он объявляет ему вотум недоверия. Последствием этого, как правило, становится отставка всего правительства.
В Узбекистане, в отличие от некоторых зарубежных государств, согласно вносимым в статью 98 Основного закона изменениям вотум недоверия выражается только в случае возникновения устойчивых противоречий между Законодательной палатой и Премьер-министром. Тем самым предусматривается обеспечение стабильности отношений между правительством и парламентом.
— В развитие этой темы хочу добавить, — говорит член Комитета по внешнеполитическим вопросам Дилорам Эсонбаева, — что предложение о выражении вотума недоверия Премьер-министру может внести официально на имя Президента Республики Узбекистан не менее одной трети общего числа депутатов Законодательной палаты. При этом главой государства этот вопрос выносится на обсуждение совместного заседания обеих палат парламента. Вотум недоверия считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената. В этом случае Президент Узбекистана принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. Вместе с Премьер-министром в отставку уходит весь состав Кабинета Министров. Внесение таких новшеств в законодательство, несомненно, будет служить повышению эффективности деятельности правительства и его ответственности перед парламентом.
— Поправки, вносимые в Конституцию, направлены на более сбалансированное распределение полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом — главой государства, законодательной и исполнительной властью, — говорит член Комитета по вопросам бюджета и экономическим реформам Маврутали Раджапов.
Так, продолжает сенатор, из пункта 8 статьи 93 исключается норма о том, что Президент формирует аппарат исполнительной власти и руководит им.
Изменениями в пункте 6 статьи 80 и в пункте 12 статьи 93 закрепляется правило о том, что указы Президента о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом. Это послужит расширению полномочий верхней палаты парламента и совершенствованию его контрольных функций.
Сенат, состоящий из депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, является палатой территориального представительства. В этом смысле нормы, предусмотренные Законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)», создадут все условия для активизации деятельности как сенаторов, так и местных Кенгашей народных депутатов.
В ходе беседы члены верх­ней палаты Олий Мажлиса подчеркнули, что им выпала честь принять участие в воплощении в жизнь на законодательном уровне представленной Президентом Узбекистана в Концепции дальнейшего углубления демо­кратических реформ и формирования гражданского общества, инициатив, которые придадут новый мощный импульс дальнейшему развитию и укреплению всех ветвей государственной власти, повышению роли политиче­ских партий, совершенствованию судебно-правовой системы, избирательного законодательства страны, институтов гражданского общества, средств массовой информации, углублению демократических рыночных реформ и либерализации экономики.
На пятом пленарном заседании верхней палаты парламента были также рассмотрены и другие вопросы, входящие в компетенцию Сената Олий Мажлиса.

Пулат ДАНИЯРОВ

УзА, Газета "Народное слово", 26.03.2011

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан