Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

Создание эффективного механизма сдержек и противовесов, обеспечение баланса между ветвями государственной власти

В эти светлые и радостные дни, когда приближается 20-летие государственной независимости Узбекистана, мы еще раз оглядываемся назад, анализируем успехи осуществляемых реформ.

Разработанная руководителем страны и признанная во всем мире «узбекская модель» развития подразумевает освобождение от административно-командного, тоталитарного механизма государственного и хозяйственного управления. Следуя этой модели, реформы в сфере демократизации государственной власти и управления были направлены на решение важнейшей задачи — претворение в жизнь конституционного принципа разделения власти, формирование системы сдержек и противовесов, обеспечение баланса между ветвями государственной власти, усиление полномочий и контролирующей роли законодательной и представительной власти как в центре, так и на местах, либерализация судебно-правовой системы, повышение ее независимости. 

С этой целью внесены коррективы в структуру управления центральной исполнительной власти, в функции административных органов, в их полномочия по управлению, координации и распределению, приняты меры по резкому сокращению вмешательства исполнительных органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов.

Введены серьезные изменения, призванные привести управленческие полномочия центральных исполнительных органов в соответствие с требованиями рыночной экономики, что, в конечном счете, позволило уменьшить роль государства в управлении экономикой. Ряд полномочий и функций был передан от центра областному, районному и городскому уровням, существенно возросла роль махалли — исторически сложившегося и наиболее демократичного органа самоуправления граждан.

Наряду с этим демократизация органов управления послужила важным фактором поэтапного перехода к рыночным отношениям. В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране глава государства определил приоритетные задачи нового этапа развития Узбекистана.

В Концепции отмечено, что достигнутое — это только часть длинного и сложного пути к цели, которую мы поставили перед собой — построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемое в мире общество, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, права и свободы.

Следует подчеркнуть, что в годы независимости растет политическая и правовая культура населения, укрепляется многопартийная система. Это послужило возникновению предпосылок для дальнейшего оптимального распределения полномочий между тремя субъектами власти: Президентом — главой государства, законодательной и исполнительной властью.

В процессе последовательной демократизации властных структур формируется система сдержек и противовесов. Повышается эффективность законотворческой работы депутатов, при разработке новых законов особое внимание уделяется оптимальному сочетанию общегосударственных и региональных интересов.

На предыдущем, пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса был одобрен принятый Законодательной палатой Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)», который уже вступил в силу и реализуется. Этот закон призван еще эффективнее распределить полномочия между ветвями власти, повысить роль парламента и политических партий в проведении социально-экономических реформ, в модернизации и обновлении страны.

Внесенные в Конституцию изменения и дополнения содействуют углублению осуществляемых реформ, укреплению самостоятельности и независимости всех трех ветвей власти, обеспечению между ними баланса, созданию эффективной системы сдержек и противовесов в структуре государственной власти. Наряду с этим новые законодательные нормы способствуют развитию многопартийности, усилению роли политических партий в формировании органов государственного и хозяйственного управления, установлению эффективного парламентского контроля за соблюдением исполнительной властью норм и правил законодательных актов, в конечном итоге стимулируют формирование сильного гражданского общества.

Расширение полномочий парламента в связи с введением новшеств в Конституцию страны повышает ответственность сенаторов и депутатов. Следовательно, исходить из сочетания общегосударственных и региональных интересов необходимо и при осуществлении парламентского контроля над деятельностью исполнительных органов власти. К тому же, думаю, целесообразно согласовывать планы обеих палат по организации контрольно-аналитической деятельности, парламентских запросов и слушаний. Тогда и органы исполнительной власти получили бы возможность вносить коррективы в свои планы с тем, чтобы в указанные сроки обеспечить подготовку вопросов, вносимых на обсуждение парламента.

Пройденные двадцать лет поступательного развития по пути строительства демократического государства и накопленный опыт, органичное сочетание национального и общемирового наследия в формировании гражданского общества дают все основания, чтобы быть уверенными в достижении намеченных целей.

Ахмад УСМАНОВ,

член Сената Олий Мажлиса  
Республики Узбекистан.

УзА, Газета "Народное слово", 26.08.2011

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан