Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 

26.03.2011

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

о пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

25 марта с. г. в г. Ташкенте открылось пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса И. Собиров.
Свою работу сенаторы начали с рассмотрения главного вопроса повестки дня — Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)». Сенаторы отметили, что данный закон разработан и принят в соответствии с законодательными инициативами, изложенными в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 г. «Концепция дальнейшего углубления демократиче­ских реформ и формирования гражданского общества в стране», являющимися, по сути, началом нового этапа демократического развития нашего государства, строительства правового граждан­ского общества. Изменения и дополнения в Конституцию Республики 
Узбекистан вносятся в целях дальнейшей демократизации системы государственной власти и управления, обеспечения более сбалансированного распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом — главой государства, законодательной и исполнительной властью, а также усиления роли и влияния парламента, политических партий в осуществлении социально-экономических, общественно-политических реформ, обновлении и модернизации страны.
В соответствии с Законом в статью 98 Конституции Республики Узбеки­стан вводится новый, отвечающий демократическим принципам конституционный порядок выдвижения и утверждения кандидатуры Премьер-министра. Кандидатура Премьер-министра выдвигается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест. Такое положение, как отмечали сенаторы в ходе обсуждения, приведет к усилению роли парламента, а также политических партий в демократическом обновлении и модернизации страны.
По мнению сенаторов, важное принципиальное значение имеют и другие поправки, вносимые в Конституцию. Так, в правовую систему нашей страны вводится институт вотума недоверия, при котором в случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром и Законодательной палатой при получении не менее двух третей голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса парламент может вынести вотум недоверия Премьер-министру. В этом случае Президент страны принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. Принятие вотума недоверия ведет к отставке всего правительства. Данный институт введен в целях расширения полномочий парламента в деле осуществления контроля за выполнением законов органами исполнительной власти и призван способствовать повышению роли законодательной власти в политической системе страны, а также ответственности правительства за обеспечение неу­клонного и качественного исполнения принимаемых законов.
Важное значение в деле углубления демократиче­ских реформ будут иметь изменения и дополнения, вносимые в пункт 15 части первой статьи 78 Конституции Республики Узбекистан, предусматрива­ющие наделение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан полномочием по заслушиванию и обсуждению отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Это положение Основного Закона значительно расширяет возможности парламент­­­ского контроля за деятельностью органов исполнительной ветви власти, становится важным фактором повышения эффективности деятельности представительных органов власти при решении актуальных социально-экономических задач в центре и на местах.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Узбеки­стан, установлен порядок, в соответствии с которыми указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом, исключена норма, в соответствии с которой Президент мог принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров.
Указанные изменения и дополнения, по мнению сенаторов, будут способствовать углублению демократизации и реформирования страны, усилению самостоятельности, независимости и состоятельности всех трех ветвей государственной власти, обеспечения баланса между ними, создания эффективной системы сдержек и противовесов в системе государственной власти. Последовательная реализация этих предложений будет способствовать развитию конкурентной многопартийной си­стемы, усилению роли политических партий в формировании органов государственной власти и управления, осуществлению эффективного парламентского контроля за исполнением актов законодательства органами исполнительной власти, формированию сильного гражданского общества в стране. После всестороннего обсуждения Закон одобрен сенаторами.
 Затем сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)», в соответствии с которым нормы действующего законодательства приведены в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию Республики Узбекистан.
 Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «Об информационно-библиотечной деятельности». Отмечалось, что данный закон направлен на обеспечение дальнейшей демократизации информационной сферы, широкого доступа населения к информационно-библиотечным ресурсам, свободы выбора информации в соответствии со своими потребностями, создания возможности, в том числе с использованием современных информационных технологий, для творческого развития духовно богатой и гармонично развитой личности.
Сенаторами одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», направленный на дальнейшую демократизацию судебно-правовой системы, совершенствование механизмов правового воздействия и повышения качества отправления правосудия, расширение функций, а также усиление авторитета судов. Так, расширяются полномочия межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам при рассмотрении гражданских дел и дел об административных правонарушениях, отнесенных законом к его компетенции (ст. 37 Закона Республики Узбекистан «О судах»).
Суды по гражданским делам наделяются правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе административных правонарушениях, посягающих на правосудие (ст.2454 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), выносить определение о привлечении к административной ответственности лиц, нарушивших порядок в судебном заседании либо проявивших иное неуважение к суду.
Изменения и дополнения, вносимые законом в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан, способствуют упрощению судебных процедур, расширяют сферу выдачи судебного приказа и по заявленным требованиям на основании документов, подтверждающих задолженность по оплате коммунальных услуг, услуг связи и др.
Дальнейшей либерализации уголовного, уголовно-процессуального законодательства будет также способствовать одобренный Сенатом Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в статьи 245 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан».
В законе регламентируется порядок исчисления сроков содержания под стражей обвиняемых, этапированных из зарубежных стран в следственные изоляторы республики. В соответствии с данным законом время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу о выдаче его Республике Узбекистан, будет включаться в установленный законом срок содержания под стражей при расследовании преступлений. В настоящее время содержание таких обвиняемых под стражей, в том числе на территории иностранного государства, учитывалось только при назначении судом уголовного наказания по правилам зачета предварительного заключения.
Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О радиационной безопасности», инициированный депутатами Законодательной палаты.
Закон, исходя из положений международных конвенций, к которым присоединилась наша страна, а также требований постановления Президента Республики Узбекистан от 27 августа 2010 года «О мерах по дальнейшему повышению эффективности системы организации и проведения геологоразведочных работ» направлен на законодательное обеспечение комплексных природоохранных мероприятий по усилению защиты жизни, здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.
В нем четко определяются степени радиационного воздействия, вводится понятие «радиоактивные отходы», которое соответствует международным договорам Республики Узбекистан в этой сфере, устанавливаются эффективные правовые механизмы проведения (осуществления) производственного контроля в области обеспечения радиационной безопасности.
В часть четвертую статьи 8 данного закона вносится дополнение, предусматривающее право осуществления общественного контроля в области обеспечения радиационной безопасности как негосударственными некоммерческими организациями, так и органами самоуправления граждан.
Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации», направленный на повышение эффективности деятельности и развитие автотранспортной системы страны, рациональное использование имеющегося автотранспортного фонда, а также Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев тран­спортных средств». Отмечалось, что основной целью данного закона является совершенствование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также приведение отдельных положений норм действующего законодательного акта в соответствие с современными тенденциями развития экономики и общества республики.
Так, в частности, вносимые законом изменения и дополнения предусматривают облегчение процедуры заключения договора обязательного страхования и защиты прав потребителей страховых услуг, а также меры, направленные на обеспечение реализации принципа гарантированности возмещения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в случае, когда вред нанесен лицом, завладевшим транспортным средством противоправным путем, и другие меры.
 Сенаторы рассмотрели и одобрили законы о ратификации ряда международных согла­шений Республики Узбекистан. В частности, одобрен Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)».
В ходе обсуждения, в частности, отмечалось, что присоединение к Гаагской Конвенции позволит удостоверять подлинность официального документа, выданного за рубежом, одним действием — проставлением уполномоченными органами на документе апостиля (стандартного сертификата). Данная процедура значительно упростит документооборот и сократит соответствующие сроки для юридических и физических лиц при предъявлении официальных документов Республики Узбекистан и их признания в странах — участниках Конвенции.
Предметом оживленного обсуждения стал вопрос о деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2010 году, а также отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в 2010 году. Было, в частности, отмечено, что Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) в отчетный период во взаимодействии с комитетами палат парламента и национальными институтами по правам человека, проведена значительная работа по совершенствованию механизма обеспечения парламентского контроля над деятельностью должностных лиц органов государственной власти и управления, по соблюдению прав и законных интересов граждан, формированию культуры прав человека в обществе.
Представители Уполномоченного по правам человека приняли активное участие в деятельности территориальных комиссий по реализации актов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан об амнистии в связи с девятнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан.
Усилилось взаимодействие Уполномоченного по правам человека с Верховным судом Республики Узбекистан, правоохранительными органами, министерствами и ведомствами по вопросам защиты прав человека в сфере судопроизводства.
Сенаторы одобрили отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в 2010 году.
Затем был заслушан отчет о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан за 2010 год. Заслушав отчет заместителя председателя Счетной палаты Республики Узбекистан К. Акмалова, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан отметил, что деятельность Счетной палаты в 2010 году осуществлялась исходя из важнейших приоритетов устойчивого экономического развития на 2010 год, определен­ных Президентом Республики 
Узбекистан Исламом Каримовым на заседании Кабинета Министров 29 января 2010 года.
В отчетном году Счетной палатой проведено 88 контрольных мероприятий в различных министерствах и ведомствах. Осуществлялся контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан как на республиканском, так и на местном уровне. На примере ряда бюджетополучателей в центре и на местах проверены законность, целевая направленность и эффективность использования бюджетных средств. С выездом в регионы проведено изучение результатов принятых мер по увеличению доходной базы и оптимизации расходов местных бюджетов. В целях реализации постановления Сената Олий Мажлиса «Об отчете о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан за 2009 год» от 7 мая 2010 года Счетной палатой в течение отчетного периода проведены проверки целевого использования средств, выделенных на строительство, реконструкцию, текущий ремонт и оснащение школ и профессиональных колледжей, а также по вопросам развития сферы услуг и сервиса, производства экспортоориентированных и импортозамещаемых товаров, создания рабочих мест в рамках Программы локализации производства.
В ходе обсуждения отчета сенаторы критически оценили существующие недостатки по соблюдению требований норм финансово-бюджетного и иного законодательства, обеспечению эффективности использования рядом министерств и ведомств бюджетных средств, особенно при исполнении местных бюджетов, а также отметили наличие ряда проблем в обеспечении на местах устранения выявленных финансовых правонарушений и полного взыскания в установленном порядке причиненного ущерба. По обсужденному во­просу сенаторы высказали свои предложения и рекомендации, направленные на усиление и повышение эффективности контрольных мероприятий Счетной палаты, подчеркнули необходимость принятия действенных мер по сокращению финансовых правонарушений и их предотвращению в будущем.
По итогам обсуждения отчета Сенат Олий Мажлиса принял соответствующее решение.
На этом первый день работы пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.

 Пресс-служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.

УзА, Газета "Народное слово"

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан