Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

НОВОСТИ

23.02.2011

 

Модель успешного продвижения вперед


В мире много говорится об «узбекской модели» реформ. 
И это не случайно, ибо эта модель, разработанная Президентом Исламом Каримовым, вот уже на протяжении почти двух десятков лет доказывает свою жизнеспособность, стойкость ко всем реалиям современности, включая мировой финансово-экономический кризис.
В этот сложнейший для мировой хозяйственной системы период сама жизнь еще раз ярко подтвердила правильность и состоятельность избранной Узбекистаном собственной модели экономического развития. Как считают авторитетные специалисты, именно реализация на основе ее принципов глубоко продуманной и взвешенной эволюционной программы реформирования и модернизации страны позволила существенно снизить воздействие кризиса, колебаний и ка­призов мирового рынка на нашу экономику, финансовую и банковскую сферы, обеспечить стабильный экономический рост. Все это наглядно демонстрирует прочность и глубину социально-экономических процессов, протекающих в нашей стране.
Но жизнь не стоит на месте. Процессы, происходящие в стране и мире, требуют гармонизации новых подходов. И поистине философской базой в этом отношении стал до­клад Президента Ислама Каримова на совместном заседании обеих палат парламента 12 ноября минувшего года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования граждан­ского общества в стране». В этой фундаментальной работе глава государства подробно и очень ясно представил перспективы дальнейшего развития нашей страны и выразил уверенность в продолжении процесса реформ, которые были инициированы почти двадцать лет назад.
И в этом документе, как и во многих других, также четко прослеживается принцип последовательного проведения реформ, убежденность нашего Президента в правильности избранного пути.
Углубление демократиче­ских преобразований по направлениям, предложенным Президентом Узбекистана, еще раз убедительно демонстрирует, что в центре внимания — благополучие общества в целом и каждого человека в отдельности. Такая целенаправленность является редким случаем в международной политической практике. Таким образом, Узбекистан показывает достойный пример для подражания.
В своем докладе Президент Узбе­кистана Ислам Каримов представил сильную, четкую и конкретную концепцию дальнейшего развития демократических процессов в стране. «Узбекская модель» развития дала весомые результаты в течение короткого времени. Достаточно вспомнить предпринятые Узбе­кистаном антикризисные меры, позволившие избежать каких-либо проблем в банковской и финансовой сферах в период мирового финансово-экономического кризиса. Более того, рост ВВП в последние годы стабильно составляет порядка 8 процентов.
Принципы «узбекской модели» стали твердой опорой для эволюционного развития государства. На трех из них хотелось бы остановиться особо. Это реализация экономических и социальных реформ, основанных на деидеологизации экономики, верховенство закона и осуществление реформирования на поэтапной основе.
Акцентирование внимания на необходимости создания правового государства, в котором права и свободы отдельного человека являются высшей ценностью не на словах, а на практике, демонстрирует твердую приверженность руководства Узбекистана идее построения сильного демократического общества.
Реформа судебно-правовой си­стемы, в частности, вывод судебной системы из-под контроля и влияния органов исполнительной власти, учет опыта и практики демократически развитых государств в уголовно-исполнительной системе, отмена смертной казни, либерализация, гуманизация уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также передача судам права выдачи санкций на заключение под стражу в качестве меры пресечения направлены на обеспечение еще большей защиты граждан.
Особого внимания заслуживают и значительные изменения в системе функционирования государства, такие, как создание эффективной системы сдержек и противовесов путем делегирования больших прав парламенту, снижение роли государства в управлении экономикой и расширение участия частных предпринимателей в экономической деятельности.
Анализ показывает, что страна с демо­кратическим и современным законодательством, стремящаяся к его дальнейшему совершенствованию для своих граждан, инвесторов, экономического развития и улучшения социальных условий, имеет, несомненно, великое будущее.
Наша страна на пути эволюционного поэтапного развития достигла больших результатов. Они видны на фоне мирового экономического кризиса: устойчиво высокие темпы роста, стабильность и надежность финансово-банков­ской системы, успешные структурные преобразования, внешний долг, не превышающий 10 процентов, и профицитный государственный бюджет.
Не будет преувеличением сказать, что «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» является программным документом, свидетельствующим о намерении Узбекистана войти в число современных развитых демократических государств, обеспечить своему народу благоприятные условия жизни и достойное место в мировом сообществе.
Концепция носит комплексный характер и включает такие разделы, как демократизация государственной власти и управления, реформирование судебно-правовой системы, информационной сферы, обеспечение свободы слова и информации, свободы выбора и развитие избирательного законодательства, формирование и развитие институтов гражданского общества, дальнейшее углубление рыночных реформ и либерализации экономики.
Доклад Президента Рес­публики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании обеих палат парламента, несомненно, является прочной основой для реализации Олий Мажлисом конкретной долгосрочной программы действий для продолжения процесса реформирования и модернизации страны.

Юлчибой ТУРСУНБАЕВ ,
председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам
обороны и безопасности.


УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан