Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

В рамках дальнейшей либерализации законодательства

В Сенате идет подготовка к шестому пленарному заседанию, в повестку дня которого включено рассмотрение ряда законов, способствующих дальнейшему укреплению правовых основ осуществляемых в стране реформ, а также усилению защиты прав и свобод граждан. В их числе и новый Закон Республики Узбекистан «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу».

Он направлен на формирование законодательных основ деятельности мест содержания под стражей, обеспечение прав и свобод содержащихся там лиц.

До сегодняшнего дня к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении какого-либо преступления, меры пресечения в виде задержания и заключения под стражу применялись согласно Уголовно-процессуальному кодексу, но в действующем кодексе имелось лишь несколько общих норм, регламентирующих только порядок и условия содержания задержанных со ссылкой на закон, в отношении же заключенных под стражу такие нормы отсутствовали.

Задержание — это кратковременное лишение свободы подозреваемого в целях пресечения его преступной деятельности, предотвращения побега, сокрытия или уничтожения доказательств. Заключение под стражу применяется в этих же целях на срок до трех месяцев с возможным продлением до одного года.

Вопросы содержания задержанных и заключенных под стражу, порядок работы изоляторов временного содержания и следственных изоляторов до настоящего времени регулировались ведомственными документами соответствующих органов и другими подзаконными актами.

В связи с этим Законодательной палатой разработан и принят Закон Республики Узбекистан «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу», который определяет порядок и условия содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, и лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, гарантии их прав и законных интересов. В нем закреплены основные принципы, основания, правовой статус задержанных и заключенных под стражу и так далее.

Местами содержания под стражей являются изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, гауптвахты, медицинские учреждения, учреждения по исполнению наказания. Новый закон регламентирует порядок их использования, обеспечение режима, внутренний распорядок и полномочия сотрудников.

Особое внимание уделено правам задержанных и заключенных под стражу, а также гарантиям их обеспечения. Сюда относятся вопросы, касающиеся порядка направления заявлений, предложений и жалоб, переписки с родственниками и иными лицами, свидания с защитником, законным представителем и родственниками, посещения мест содержания под стражей Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом). Отражены и вопросы питания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения задержанных и заключенных под стражу, привлечения их к труду, а также указаны применяемые меры поощрения и дисциплинарного взыскания. Еще одной особенностью закона можно назвать то, что в нем определены основания и порядок 
освобождения из-под стражи задержанных и заключенных под стражу.

Логическим продолжением данного правового акта является другой закон, который также включен в повестку дня предстоящего пленарного заседания. Это Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу». Цель данного закона — приведение законодательных актов в соответствие с вышеупомянутым законом.

В частности, в УПК Республики Узбекистан вносится дополнение, закрепляющее обязанность уведомления прокурора сотрудником милиции или иного правоохранительного органа о произведенном задержании в письменной форме в течение двенадцати часов с момента доставления задержанного в учреждение милиции или иной правоохранительный орган.

В целях защиты прав обвиняемого на получение копии обвинительного заключения и осужденного на получение копии приговора вносится дополнение, предусматривающее возложение обязанности по обеспечению вручения копий документов в день их поступления в администрацию мест содержания под стражей.

В УПК Республики Узбекистан вносится также ряд других изменений и дополнений, связанных c упорядочением вопросов содержания под стражей.

Изменения коснулись и Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности. В частности, статья 210 излагается в новой редакции с учетом того, что запрет передачи определенных предметов устанавливается не только в учреждениях по исполнению наказания, но и в местах содержания под стражей.

Словом, законы «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу» и  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики  Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу» будут способствовать дальнейшей либерализации уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебно-правовой системы.

Светлана АРТЫКОВА,

председатель Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан  
по законодательству и судебно-правовым вопросам.

УзА, Газета "Народное слово", 19.08.2011

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан