Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

16.03.2011

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ МЕЖДУ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ

На очередном пленарном заседании Сената Олий Мажлиса будет рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)». Разработанный и принятый на основе законодательных инициатив Президента Ислама Каримова, выдвинутых в докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 12 ноября прошлого года, он имеет важнейшее значение в дальнейшем углублении реформ по демократизации государственной власти и управления.
Как подчеркнуто в Концепции, реформы, осуществленные в сфере демо­кратизации государственной власти и управления, были направлены на до­стижение приоритетных задач — последовательную реализацию в жизнь конституционного принципа разделения ветвей власти, формирование эффективной системы сдержек и противовесов между ними, усиление роли контрольных функций законодательной власти в центре и представительных органов власти на местах, либерализацию и укрепление независимости судебной системы. Также в этот период большое внимание уделялось ограничению централизации управления, передаче части функций от республиканского уровня на областной, районный и город­ской уровни, формированию уникальной формы местного самоуправления — махалли.
Особое значение в этом цикле реформ, несомненно, имела работа, осуществленная в области формирования и развития национального парламента. Этот процесс проходил с опорой на «узбекскую модель», поэтапно. Созданы правовые основы парламента Узбекистана, сформированы своеобразные традиции и опыт. В свою очередь это нашло отражение в развитии школы законодательства, широком всенародном обсуждении законопроектов, разработке новых редакций действующих законов.
В дальнейшем были осуществлены масштабные правовые и организационные преобразования по созданию и формированию двухпалатного парламента. Образование органа территориального представительства — Сената Олий Мажлиса стало важным общественно-политическим событием. Тем самым были созданы необходимые условия для достижения в деятельно­сти законодательного органа сбалансированности общегосударственных и региональных интересов.
Не будет преувеличением сказать, что разработанный непосредственно по инициативе Президента страны Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)» начнет новый этап реформ, направленных на дальнейшее усиление роли и ответственности парламента в модернизации страны. Ибо вносимые в Конституцию Узбекистана изменения и дополнения расширяют его полномочия.
В частности, дополнение в пункт 15 статьи 78 Конституции касается совместных полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. Они будут заслушивать и обсуждать отчеты Премьер-министра по актуальным во­просам социально-экономического развития страны. Это положение является новшеством в отношениях между законодательной и исполнительной властью. Если парламент считает какие-либо во­просы важными для общества, то может заслушивать информацию главы правительства в любое время. Таким образом, усиливается влияние парламента на исполнительную власть.
Согласно вносимому в статью 93 Конституции дополнению Премьер-министр получает право вносить Президенту представление о назначении хокимов областей и города Ташкента. Хокимы возглавляют исполнительную власть на местах, в то же время ответственны за экономическое, социальное и культурное развитие территорий. В целом за деятельностью органов испол­нительной власти ответственность несет правительство, Премьер-министр. Поэтому предоставление такого права именно ему является логиче­ски верным решением.
Статья 98 Конституции излагается в новой редакции, которая направлена на внедрение еще более демократичного порядка представления и утверждения кандидатуры Премьер-министра. В соответствии с действующей законодательной нормой при выдвижении кандидатуры главы правительства Президентом проводились консультации с каждой из фракций политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса. Теперь предусматривается, что кандидатуру на должность Премьер-министра будет предлагать политическая партия, набравшая на выборах наибольшее количество депутатских мест, или несколько партий, получивших равное наибольшее количество депутатских мест. Это имеет большое значение для повышения роли политических партий в жизни государства и общества, а также усиления конкуренции между ними.
Следует отметить, что впервые в нашей стране внедряется право парламента выражать вотум недоверия Премьер-министру. В практике зарубежных государств вотум недоверия считается одним из основных институтов, определяющих отношение парламента к правительству. Если парламент не удовлетворен тем, как правительство решает возложенные на него обязанности, не поддерживает его, то он объявляет ему вотум недоверия. Последствием объявления вотума недоверия, как правило, становится отставка всего правительства.
У нас же, в отличие от некоторых зарубежных государств, согласно вносимым в статью 98 Основного закона изменениям вотум недоверия выражается только в случае возникновения устойчивых противоречий между Законодательной палатой и Премьер-министром. Тем самым предусматривается обеспечение стабильности отношений между правительством и парламентом.
Не менее одной трети общего числа депутатов Законодательной палаты может внести официально на имя Президента предложение о выражении вотума недоверия Премьер-министру. Главой государства этот вопрос выносится на обсуждение совместного заседания обеих палат парламента. Вотум недоверия считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. Вместе с Премьер-министром в отставку уходит весь состав Кабинета Министров.
Внесение таких новшеств в законодательство, несомненно, будет служить повышению эффективности деятельности правительства и его ответственности перед парламентом.
В связи с внесением в Конституцию поправок по обеспечению более сбалансированного распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом — главой государства, законодательной и исполнительной властью, из пункта 8 статьи 93 исклю­чается норма о том, что Президент формирует аппарат исполнительной власти и руководит им.
Изменениями в пункте 6 статьи 80 и в пункте 12 статьи 93 закрепляется правило о том, что указы Президента о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом Олий Мажлиса. Это послужит расширению полномочий верхней палаты парламента и совершенствованию его контрольных функций.

Известно, что Сенат является палатой территориального представительства, его члены в качестве депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов считаются полномочными представителями этих местных Кенгашей в высшем государственном представительном органе, который осуществляет законодательную власть, и отчитываются перед ним. В этом смысле нормы, предусмотренные Законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики 
Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)», создадут все условия для активизации деятельности каждого сенатора и местных Кенгашей народных депутатов.

Светлана Артыкова,
председатель Комитета
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.


УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан