Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

НОВОСТИ

15.02.2011

 

Действенная программа экономического подъема


Мы по праву гордимся всеми победами, рубежами, которых достигли 
в прошлом году, когда наша страна продемонстрировала устойчивые темпы роста экономики и макроэкономических показателей.
В частности, темпы прироста ВВП в 2010 году составили 8,5 процента. По этому показателю наша страна вошла в десятку государств мира, продемонстрировавших подобные результаты, что подтверждается оценками авторитетных специали­стов международных экономических и финансовых организаций. По сравнению с 2000 годом валовой внутренний продукт вырос почти в 2 раза, а в расчете на душу населения — в 1,7 раза.
Добиться этих действительно впечатляющих успехов было непросто. Необходимо подчеркнуть, что это закономерный результат действия пяти принципов «узбекской модели» развития, разработанных главой государства и воплощенных в жизнь. Когда-то многие с сомнением и недоверием смотрели на избранный нами национальный путь развития. Но мы не обращали на это внимания, а последовательно и целеустремленно осуществляли широкомасштабные реформы.
Благодаря твердым решениям главы государства удалось достичь намеченных целей. В основе всех преобразований в республике стоят прежде всего интересы человека, улучшение условий жизни людей, их благополучие.
Истоком наших побед стало и то, что во время реализации коренных реформ правильно и эффективно использовались внутренние ресурсы и резервы.
Государство, стоящее в центре реформ и являющееся их инициатором, приняло меры по обеспечению верховенства закона. В то время, как развитые государства мира жили по принципу «саморегулируемости рынка», ведения спекулятивной практики в банковской системе, верность и жизненность доказали принципы дея­тельности политики нашего государства: повышение ответственности субъектов рынка, принятие программ и законов, направленных на государственное регулирование экономики.
При этом необходимо отметить проводимую в нашей стране политику по привлечению льготных долгосрочных инвестиций, установление равноправных и взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами, выходу отечественных производителей на внешний рынок.
Так, в 2010 году в Узбекистане было освоено инвестиций в объеме, эквивалентном 9,7 миллиарда долларов США, что составляет около 25 процентов к ВВП. Около 72 процентов инвестиций было направлено на производственное строительство, в том числе около 38 процентов — на приобретение оборудования и прогрессивных технологий.
Только за прошлый год промышленными предприятиями республики освоено свыше 160 новых видов товаров. В их числе легковой автомобиль «Спарк» на базе абсолютно новой технологической платформы, большегрузные автомобили «МАН», энергосберегающие лампы, холодильники всемирно известной марки «LG», калийные удобрения и другое. Необходимо отметить, что в странах СНГ отечественные автомобили «Матиз» и «Нексия» являются самыми продаваемыми среди остальных импортных машин.
Экономический рост нашего государства во многом обусловлен последовательно проводимой эффективной бюджетно-налоговой политикой. Снижение налоговой нагрузки, совершенствование налогового администрирования, пропорциональность между расходами и доходами бюджета, контроль над целевым использованием бюджетных средств также являются причиной устойчивого развития экономики.
Это ярко подтверждает такой факт: в прошлом году Государственный бюджет выполнен с профицитом в размере 0,3 процента к ВВП, значительно укрепились внешнеторговый и платежный балансы. Вышеуказанные цифры — не просто отражение результатов в той или иной сфере экономики, а изменения в жизни наших граждан, рост их благосостояния. За годы независимости доходы наших соотечественников выросли в 14 раз. Если в 2007 году на сто семей в среднем приходилось по 6 автомашин, то в текущем году этот показатель достиг 28.
В истекшем году с целью устойчивого развития нашей экономики проделана большая работа по дальнейшему укреплению ликвидности и повышению устойчивости финансово-банковской системы страны. Совокупный капитал коммерческих банков в 2010 году вырос на 36 процентов. Достигнутый уровень достаточности капитала в размере 23 процентов превышает общепринятые международные стандарты, в частности, требования международного Базельского комитета по банковскому надзору в 3 раза.
Известно, что директивы и рекомендации данной организации приняты на вооружение многими государствами мира.
Рекомендации комитета не являются обязательными для выполнения, однако в большинстве случаев находят свое отражение в национальных законодательствах государств.
Благодаря последовательным и действенным мерам, предпринятым Президентом страны с первых дней независимости, ликвидность наших банков гораздо выше, чем предусмотрено рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору. Сегодня 15 коммерческих банков республики имеют рейтинг «стабильный» от ведущих международных рейтинговых агентств, таких, как «Фитч Рейтингс», «Мудис» и «Стандарт энд Пурс».
Для того чтобы обеспечить действенную реализацию реформ на местах, более активное участие в этих процессах должны принимать хокимияты и активы районов, городов и областей, депутаты местных Кенгашей народных депутатов.
Как отметил глава государства, не надо предаваться эйфории и чувству самоуспокоенности достигнутым, отрываться от реальности. В век глобализации и все более усиливающейся конкуренции мы обязаны реально и самокритично оценивать свое место в происходящих сегодня в мире кардинальных переменах, идти в ногу с растущими требованиями времени.
Членами Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономическим 
реформам пересмотрен имеющийся план работ. В нем появились приоритеты, созвучные поставленным главой государства задачам в докладе «Все наши устремления и программы — во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа» на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год.
В данный момент мы готовимся к анализу исполнения Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в Государственном комитете по управлению государственным имуществом, Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в Кашкадарье, Программы антикризисных мер на 2009—2012 годы в Джизаке и Сырдарье. Наряду с этим планируем усилить сотрудничество с субъектами права законодательной инициативы.
Самое главное, все наши старания направлены на исполнение приоритетов, указанных главой государства в программе социально-экономического развития.
Упомянутая программа — важный стратегический документ, призванный обеспечить благополучие нашего народа и дальнейший экономический подъем нашей страны.

Абдурашид Алтиев,
председатель Комитета Сената Олий Мажлиса
по вопросам бюджета и экономическим реформам.


УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан