Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

Заслушивание сообщений руководителей органов исполнительной власти — важный механизм парламентского контроля

Претворение в жизнь законодательных инициатив, выдвинутых Президентом нашей страны в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, поднимает участие политических партий в управлении государством и обществом на новый уровень. Особенно важно то, что в этом процессе еще более совершенствуется механизм парламентского контроля над исполнительной властью.

Необходимость дальнейшего совершенствования работы по усилению парламентского контроля Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул в своем докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса 27 января 2010 года «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет». В нем подчеркивается, что одной из важнейших задач парламента является осуществление им жесткого парламентского контроля за тем, как исполнительная власть, правительство в центре и хокимияты на местах исполняют законы.
12 ноября 2010 года глава государства вновь вернулся к этому вопросу на совместном заседании палат Олий Мажлиса. В своем программном докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» он отметил, что растущий уровень политической культуры и общественного сознания населения страны и динамично развивающиеся процессы демократизации и либерализации общества, укрепление многопартийной системы создают необходимые предпосылки для того, чтобы обеспечить более сбалансированное распределение полномочий между тремя субъектами государственной власти.
И именно в этой связи парламентские слушания в настоящее время являются важным институтом парламентаризма.
Прочно вошло в практику рассмотрение итогов проверок на коллегиях соответствующих министерств и ведомств, совещаниях в хокимиятах с участием не только членов Сената и проверяемых субъектов, но и должностных лиц соответствующих организаций. Это позволило повысить ответственность руководящих работников за неукоснительное соблюдение действующих нормативно-правовых актов, правильное и эффективное применение законов, повышение правовой культуры населения. Комитеты Сената Олий Мажлиса усилили контроль за реализацией своих рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, что способствует позитивному изменению положения дел на местах, повышению эффективности парламентской работы. Все чаще контрольные вопросы рассматриваются совместно с другими структурами палат Олий Мажлиса и местными Кенгашами народных депутатов, что позволяет более глубоко, комплексно и всесторонне изучить ситуацию на местах, выходить на комплексное решение выявленных недостатков правоприменительной практики.
Контрольная функция Сената осуществляется в соответствии с ежегодными планами контрольно-аналитической деятельности его комитетов посредством изучения комитетами Верхней палаты исполнения законов в той или иной области, министерствами и ведомствами или другими структурами власти, работы постоянных комиссий местных Кенгашей народных депутатов, участия членов Сената в заседаниях местных Кенгашей народных депутатов, встреч сенаторов с избирателями и разъяснения сути принятых законов, рассмотрения писем и заявлений граждан, выявления проблем, волнующих население конкретного региона, и изучения предложений по их решению.
Сенат как палата территориального представительства в парламенте страны, выявляя социальные потребности, оказывает реальное влияние на общий процесс принятия государственных решений. Концентрация в нем общегосударственных и региональных интересов и их открытое выражение делают Сенат публичной ареной преодоления противоречий, позволяют законодательно обеспечить баланс интересов в рамках его компетенции.
Вместе с тем есть необходимость более широкого внедрения в практику наиболее эффективных форм парламентского контроля и подготовки предложений по расширению нормативно-правовой базы этого института, играющего важную роль в дальнейшем улучшении исполнения законов на практике во всех регионах на основании изучения реального положения дел на местах.
Законодательное закрепление инициатив, изложенных в докладе главы государства «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», послужит совершенствованию института парламентского контроля над деятельностью органов исполнительной власти и повышению эффективности существующих механизмов в этой области.

Дамир Сиддиков,
член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

УзА, Газета "Народное слово", 13.07.2011

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан