Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

Важный фактор совершенствования судебного контроля

В соответствии с нормами Конституции Республики Узбекистан демократия в нашей стране базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу в Узбекистане показывает последовательность имплементации в национальное законодательство норм Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также других общепризнанных принципов и норм международного права.

Несмотря на то, что разрешение этого вопроса произошло в сравнительно краткие сроки, следует сказать, что к повышению роли суда в досудебном производстве Узбекистан идет с момента обретения независимости, закрепив основополагающие идеи охраны и защиты законных интересов личности в судебном порядке в Основном законе — Конституции Республики Узбекистан.

Признавая эволюционное развитие, шаг за шагом общество продвигается по пути установления независимого судебного контроля за досудебным производством. Об этом свидетельствует и тот факт, что осуществление защиты прав и интересов человека в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В Конституции Узбекистана каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право на обжалование в суде незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Эта конституционная норма получила свое развитие и в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан. Необходимо отметить, что уголовно-процессуальные правоотношения являются той сферой отношений, которые наиболее чувствительны к правам человека, так как при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности возрастает риск нарушений конституционных прав граждан. И поэтому одним из важнейших принципов уголовного процесса является охрана прав и свобод граждан. В соответствии со статьей 18 УПК все государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовному делу, обязаны охранять права и свободы граждан, участвующих в уголовном процессе. За выполнением этих обязанностей указанными государственными органами и должностными лицами надзор осуществляется прокурором и судом.

Установление судебного порядка санкционирования заключения под стражу возлагает большую ответственность на судей по выявлению и установлению на ранних стадиях судопроизводства следственных ошибок, что позволяет обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов человека, оказавшегося в центре внимания правоохранительных органов.

Внедрение в национальное законодательство института «хабеас корпус» направлено также и на повышение авторитета суда, судебной власти. После принятия Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу» почти все судьи прошли переподготовку в Центре повышения квалификации юристов Министерства юстиции Республики Узбекистан. На местах был проведен цикл семинаров, направленных на формирование у судей навыков применения норм указанного закона.

Анализ судебной практики по рассмотрению ходатайств прокурора о применении меры пресечения в виде заключения под стражу позволяет сделать выводы о действенности института «хабеас корпус». Эффективность применения института «хабеас корпус» в досудебном производстве способствовала принятию решения об установлении судебного порядка применения акта амнистии на досудебных стадиях уголовного процесса.

Как отмечает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, масштабные задачи, которые стоят перед нами в области модернизации всей системы политических, экономических, государственно-правовых отношений, задачи по формированию гражданского общества, защите прав и свобод человека ставят на повестку дня вопрос дальнейшей демократизации судебно-правовой системы. В этой связи Концепция дальнейшего
углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, представленная Президентом Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года, является закономерным и логическим этапом на пути формирования правового государства с сильным гражданским обществом. Обозначенные в Концепции задачи затрагивают наиболее актуальные аспекты последовательной либерализации правовой системы страны. Особое внимание уделено дальнейшему расширению действия института «хабеас корпус» в уголовном процессе. Так, в Концепции предлагается ввести судебный порядок применения таких мер процессуального принуждения, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение на стадии досудебного производства.

Реализация указанных предложений позволит решить ряд взаимосвязанных задач по усилению гарантий защиты прав и свобод человека в уголовном процессе. В числе этих задач усиление правовых гарантий обеспечения прав и свобод граждан, создание условий для полной реализации конституционного принципа о незыблемости прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции и других законах, которых никто не вправе без суда лишить или ограничить в них. Установление судебного порядка применения названных мер процессуального принуждения позволит усилить судебный контроль при производстве дознания и предварительного следствия, расширить сферу применения института «хабеас корпус» в уголовном процессе, а также обеспечить реализацию общепризнанных принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод граждан.

Внедрение судебного порядка отстранения от должности и помещения лица в медицинское учреждение предполагает разработку и принятие закона, определяющего порядок и условия вынесения постановления следователем о возбуждении ходатайства перед судом о применении указанных мер процессуального принуждения, дачу согласия прокурором на возбуждение данного ходатайства в суде и судебной процедуры рассмотрения ходатайств об отстранении от должности или помещении лица в медицинское учреждение.

Кроме этого, необходимо будет определить порядок обжалования определения судьи о применении названных мер процессуального принуждения, а также внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты.

Это должно повлечь за собой разработку и внедрение в практику целого комплекса мер, направленных на повышение квалификации не только работников правоохранительных органов, но и судей, принятие соответствующих постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и ведомственных нормативно-правовых актов, разъяснение сути и значения дальнейшей имплементации института «хабеас корпус» как среди населения, так и мировой общественности.

Таким образом, расширение области применения института «хабеас корпус», являясь одним из факторов усиления судебного надзора, послужит продолжению работ по укреплению самостоятельности и независимости суда, судебного контроля на стадии досудебного производства.

Сайёра БАРАТОВА,
член Комитета Сената Олий Мажлиса по законодательству
и судебно-правовым вопросам.

УзА, Газета "Народное слово", 11.08.2011

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан