Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

Возрастает роль махалли, ННО и других институтов гражданского общества

С первых лет независимости в нашей стране важное внимание уделяется формированию и развитию институтов гражданского общества. По сути дела весь истекший период суверенного продвижения Узбекистана по пути прогресса и процветания стал, как отметил глава государства в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, временем динамичного становления и развития пользующихся поддержкой широких слоев населения многообразных институтов гражданского общества, негосударственных некоммерческих организаций.

 
В нашей Конституции получили закрепление принципы деятельности негосударственных общественных организаций, что создало необходимые условия для развития разветвленной сети ННО, отражающих интересы самых разных слоев населения.
В результате сегодня в стране в самых разных сферах деятельности общества функционируют свыше 5 100 ННО, что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. К их числу следует добавить и около десяти тысяч махаллинских сходов граждан.
Как отмечает Президент Ислам Каримов в Концепции, граждан­ские институты, негосударственные некоммерческие организации сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе.
Необходимо также отметить, что и реформа парламентской системы, формирование двухпалатного парламента наряду с улучшением качества и обоснованности принимаемых законодательных актов создали эффективную систему сдержек и противовесов, обеспечили сбалансированность общегосударственных и региональных интересов, значительно расширили масштабы участия институтов гражданского общества в государственном и общественном строительстве.
Последовательное расширение функций институтов гражданского общества — органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, представляющих интересы различных слоев и групп населения, стало требованием времени. В процессе демократического обновления страны принято более двухсот законодательных актов, направ­ленных на усиление роли и значения гражданских институтов и решение насущных социально-экономических проблем граждан.
Говоря о формировании и развитии институтов гражданского общества, необходимо отметить, что они всемерно способствуют решению таких важных социально-экономических вопросов, как улучшение экологии, защита прав детей, женщин и инвалидов, привлечение их к спорту, поддержка предпринимателей, оказание правовой помощи населению, организация новых рабочих мест, повышение профессионального образования молодежи.
Например, такие фонды, как «Махалла», «Нуроний», «Сог­лом авлод учун», проводят акции по социальной поддержке одиноких пенсионеров, детей-инвалидов, оказывают материальную помощь детям и их матерям в оздоровительных мероприятиях. На заседаниях областных, городских и районных Кенгашей народных депутатов и их постоянных комиссий регулярно обсуждаются вопросы об исполнении законодательных актов в сфере деятельности институтов гражданского общества. При поддержке и непосредственном участии местных Кенгашей народных депутатов негосударственные неком­мерческие организации и другие институты гражданского общества придают большое значение реализации территориальных и отраслевых программ социально-экономического развития.
Многие знают о положительном опыте деятельности негосударственных некоммерческих организаций «Тинч­лик сув», «Окар булок», «Чашма сув», «Оби замзам сув» Ферганской области, которые ведут целенаправленную работу по обеспечению сельского населения чистой питьевой водой, повышению его экологической культуры.
В Концепции акцентируется мысль на то, что особую актуальность приобретает дальнейшее совершенствование организационных основ функционирования института самоуправления граждан — махалли, расширение ее функций и обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и управления.
Реализации этой задачи способствовало бы внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», направленных на превращение махалли в центр адресной социальной поддержки населения, развитие частного предпринимательства и семейного бизнеса, а также дальнейшее расширение функ­ций махалли в системе общественного контроля за деятельностью государ­ственных органов управления.
Логическим продолжением данного предложения главы государства является и инициатива по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников», предусматривающих меры по дальнейшему совершенствованию системы выборов председателей органов самоуправления граждан, обеспечивающие избрание аксакалами и их советниками самых достойных граждан, повышение значения и роли махалли в обеспечении общественной активности граждан.
Здесь уместно отметить, что уделяемое под руководством Президента Ислама Каримова огромное внимание совершенствованию правовой базы деятельности махалли, расширению механизмов ее эффективной работы и полномочий дает свои результаты. В частности, институт махалли играет важную роль в установлении общественного контроля, широком информировании общественности о проводимой на местах работе по реализации государственных программ, укреплении стабильного социально-духовного климата в обществе. Так, духовно-просветительскими мероприятиями, организованными фондом «Махалла» в течение 2010 года, было охвачено более 17 миллионов человек. Проведено множество встреч, «круглых столов» и семинаров, направленных на воспитание духовно и физически развитого поколения.
Все это и многое другое свидетельствует о том, что в нашей стране из года в год усиливается роль институтов гражданского общества, которые становятся одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи общества с государством.

Дамир СИДИКОВ,
член Сената Олий Мажлиса

УзА, Газета "Народное слово", 10.11.2011

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан