Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

08.06.2011

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В своем докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов говорил, что осуществляемые за истекший период реформы в сфере государственной власти и управления были направлены на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, создание между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти в центре и на местах.

Важное значение наряду с законотворческой деятельностью парламента имеет также осуществление им контрольных полномочий. Это направление деятельности, характеризующее реализацию полномочий парламента по контролю за исполнением законов и постановлений палат, известно как институт парламентского контроля. Осуществление парламентского контроля — неотъемлемая функция как Законодательной палаты, так и Сената Олий Мажлиса.
Целью осуществления парламентского контроля является обеспечение действенности, эффективности, надлежащей применимости законов Республики Узбекистан и постановлений палат. Парламентский контроль, во-первых, способствует достижению эффективности функционирования исполнительной власти, во-вторых, направлен на недопущение нарушений прав и свобод человека, в-третьих, осуществляется в целях выявления и устранения недостатков, проблем, принятия адекватных решений на новые вызовы современности. Парламентский контроль является важным комплексным направлением деятельности парламента с весьма многообразными формами, различными методами, и он по своей протяженности реализуется в течение всего периода работы созыва парламента.
В этой связи главными задачами контрольной деятельности палат Олий Мажлиса можно определить: определение соответствия принятых подзаконных актов нормам законов Республики Узбекистан; выработка предложений по устранению ошибок и недостатков, допускаемых при исполнении законов; практическое применение информации, полученной в результате конференций, «круглых столов» и семинаров; выявление наиболее актуальных проблем и выработка рекомендаций по их разрешению.
Говоря об особенностях парламентского контроля применительно к верхней палате парламента, следует, во-первых, принять во внимание тот факт, что Сенат, являясь палатой территориального представительства, осуществляет контроль в ракурсе обеспечения баланса между регионами и страны в целом. Во главу угла ставятся вопросы своевременного выявления региональных проблем в правоприменении, достижения сбалансированности и динамичности развития всех областей, районов, городов. Поскольку большинство членов Сената работают в парламенте в основном во время пленарных заседаний (согласно закону заседания Сената проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год), соответственно, в оставшийся период они имеют возможность наряду с основной профессиональной деятельностью уделять внимание осуществлению контроля за исполнением законов.
Следует отметить, что в настоящее время палатами Олий Мажлиса используются различные формы и виды парламентского контроля. К таковым относятся парламентский запрос; парламентские слушания; заслушивание отчетов руководителей органов государственной власти и управления; анализ материалов, ознакомление с результатами мониторинга правоприменительной практики и выработка рекомендаций и предложений; контроль исполнения бюджета и др.
Важную роль в обеспечении парламентского контроля играют комитеты палат Олий Мажлиса. Они осуществляют контрольную деятельность на основании плана работы комитета, анализа практики исполнения законов, рассмотрения комитетами результатов изучения состояния исполнения законов и правоприменения, осуществления контроля за своевременным рассмотрением органами государственной власти и управления решений комитетов и исполнения постановлений палат Олий Мажлиса. Планы работы комитетов каждой из палат Олий Мажлиса подготавливаются с учетом необходимости реализации государственных программ, программ деятельности Законодательной палаты и Сената соответственно, а также на основе поручений соответственно Спикера Законодательной палаты и Председателя Сената либо Кенгашей палат, результатов конференций, «круглых столов» и семинаров, проведенных комитетами палат.
В целях регламентации полномочий комитетов Сената в данном направлении Кенгашем Сената утверждено Положение о порядке осуществления контроля за исполнением законов Республики Узбекистан, постановлений Сената, его Кенгаша и решений комитетов (комиссий) органами государственной власти и управления.
Качественная и эффективная реализация вышеуказанных задач, безусловно, может быть достигнута в действенном, систематическом и слаженном ритме совместной работы центрального уровня законодательной ветви власти с региональным корпусом депутатов. Наличие четкой системы взаимодействия, логическая структурированность совместной работы, последовательное наращивание объема решаемых задач в рамках прямой и обратной связи, нацеленность на единый главный результат должны привести в конечном счете к повышению качества жизни всех граждан.
На решение задачи совершенствования форм и методов контроля за практикой исполнения законов направлено также положение Концепции о необходимости принятия Закона «Об общественном контроле». Как отмечено, данный закон будет направлен на создание системного эффективного правового механизма осуществления контроля за исполнением актов законодательства органами государственной власти и управления со стороны общества, гражданских институтов. В законе будут определены виды, формы и субъекты общественного контроля, предмет контроля, правовые механизмы его осуществления, а также условия наступления ответственности должностных лиц за неисполнение действующего законодательства в этой сфере. Кроме того, представляется целесообразным закрепить в законе также нормы, раскрывающие механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с представительными органами власти с целью обеспечения действенности общественного контроля, идущей не врозь с парламентским контролем, а эффективно дополняющей его и служащей единой цели гармоничного формирования гражданского общества.
Таким образом, вопрос развития и совершенствования института парламентского контроля в нашей стране продолжает оставаться актуальным, в принципе, как и во всех странах. В Узбекистане идет поиск новых и действенных форм, осуществляется анализ зарубежного опыта, находят свое дальнейшее развитие механизмы парламентского контроля, основанные на сложившейся национальной практике.

Ш. Чуллиев,
заведующий отделом Аппарата Сената
Олий Мажлиса.


УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан