Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Информационное сообщение

О седьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

5 декабря 2011 года в городе Ташкенте открылось седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса И. Собиров.

Сенаторы рассмотрели вопрос «Об амнистии в связи с девятнадцатой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан», внесенный в верхнюю палату парламента Президентом Республики Узбекистан. По данному вопросу было принято соответствующее постановление.

В ходе рассмотрения вопроса сенаторы отметили, что принятие акта об амнистии накануне девятнадцатой годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан стало еще одним ярким проявлением гуманности нашего государства, в котором права человека и его интересы являются высшей ценностью, сутью и содержанием проводимых демократических, общественно-политических и социально-экономических реформ.

Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан предусмотрено освобождение от наказания осужденных (с учетом предусмотренных ограничений): – женщин; лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет; мужчин, старше 60 лет; граждан иностранных государств. Наряду с этим постановлением Сената предусмотрено еще несколько категорий лиц, освобождаемых от наказания, а также определен круг лиц, на которых не будет распространяться действие акта об амнистии.

Сенат своим решением определил порядок применения постановления об амнистии, в котором устанавливается процедура судебного рассмотрения дел и материалов в отношении лиц, подлежащих освобождению от наказания по амнистии. При этом предусматривается активное участие сенаторов, депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов и региональных представителей Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека в осуществлении общественного контроля за применением акта об амнистии, а также обеспечением прозрачности процедур его исполнения.

Предусматривается также реализация комплекса мероприятий, направленных на социальную адаптацию и защиту лиц, освобождаемых от наказания, обеспечение полного их учета и трудоустройства.

Затем сенаторы рассмотрели и утвердили Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2012 год. В ходе обсуждения отмечено, что Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2012 год направлен на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и физических лиц, создание благоприятных условий для дальнейшей модернизации, технического и технологического перевооружения производства, упрощение системы налогообложения, реализацию других мер, необходимых для стимулирования дальнейшего роста производства и увеличения реальных доходов населения.

Главный финансовый документ страны на 2012 год предусматривает обеспечение неуклонного роста доходов и уровня жизни населения путем дальнейшего повышения размеров заработной платы, стипендий, социальных пособий и пенсий в размерах, опережающих темпы инфляции. Документ направлен на усиление адресности социальной поддержки населения, а также стимулирование внутреннего спроса как важнейшего фактора устойчивости экономического роста страны в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.

В целях дальнейшей поддержки и стимулирования ускоренного развития субъектов малого бизнеса для предприятий в сфере промышленности предусматривается снижение ставки единого налогового платежа с 6 до 5 процентов.

В целях увеличения реальных доходов населения в следующем году будет снижена минимальная ставка налога на доходы физических лиц на один процентный пункт, что обеспечит сокращение налогового изъятия для каждой группы плательщиков. Особо было отмечено, что Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2012 год предусматривает сохранение тенденции увеличения расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения, доля которых составит 58,6 процента к общим расходам. В нем предусмотрено увеличение финансирования на образование, здравоохранение, повышение заработной платы и социальных выплат.

Сенаторы также рассмотрели и одобрили Программу создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2012 год, разработанную Кабинетом Министров Республики Узбекистан с целью обеспечения повышения занятости, доходов, уровня и качества жизни населения, эффективного использования трудового потенциала территорий и отраслей экономики, усиления ответственности Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов за создание рабочих мест и решение вопросов занятости населения.

Программой предусматривается создание в 2012 году 967,5 тысячи рабочих мест, в основном в сельской местности, за счет реализации Инвестиционной программы на 2012 год, Программы локализации производства на 2011–2013 годы, территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ.

Реализация мер, предусмотренных Программой, будет способствовать созданию новых рабочих мест за счет открытия малых предприятий и микрофирм, развития частного предпринимательства и надомного труда, увеличения числа фермерских и дехканских хозяйств, специализирующихся на птицеводстве, рыбоводстве, пчеловодстве, производстве плодоовощной и другой продукции, активизации работ по благоустройству населенных пунктов, строительству и ремонту автомобильных и железных дорог и др.

Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении поправки в статью 90 Конституции Республики Узбекистан», внесенный в порядке законодательной инициативы главой государства и предусматривающий сокращение срока полномочий Президента Республики Узбекистан с ныне действующих семи до пяти лет. В этой связи также рассмотрен и одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении поправки в статью 90 Конституции Республики Узбекистан».

Отмечалось, что за двадцать лет независимого развития Узбекистан прошел большой путь становления и реформирования государственного устройства и реализации конституционного принципа разделения ветвей власти, формирования между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиления роли и полномочий законодательной и представительной власти в центре и на местах, укрепления самостоятельности и независимости судебной власти.

В рамках последовательных, системных и масштабных преобразований проводилась работа по передаче законодательной и исполнительной структурам власти части прав и полномочий Президента, которыми он был наделен в первые годы формирования и становления национальной государственности и новой для страны свободной рыночной экономики. Так, одним из политико-правовых актов огромной важности стало упразднение должности председателя Кабинета Министров, которую ранее занимал Президент, и передача этих полномочий Премьер-министру, а также исключение из Конституции Республики Узбекистан норм, устанавливающих, что Президент страны является главой исполнительной власти.

С формированием двухпалатного парламента большая часть полномочий Президента была передана и сегодня успешно выполняется Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Сенаторы особо подчеркнули, что все эти и другие предпринимаемые сегодня меры – это конкретное подтверждение целенаправленного поэтапного и эволюционного продвижения нашей страны по пути демократизации и либерализации политической и экономической системы, реализации долгосрочной цели, которую ставит перед собой Узбекистан – войти в число современных развитых демократических государств.

Как отметили представители верхней палаты Олий Мажлиса, принятие закона об установлении срока избрания Президента Республики Узбекистан вместо ныне действующих семи – на пять лет отражает объективную реальность, логику и последовательность осуществляемых в стране реформ, соответствует требованиям реализуемой сегодня Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, а также практике, которая сложилась в абсолютном большинстве развитых демократических государств мира.

Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан» . Было отмечено, что основной целью закона, расширяющего случаи возбуждения и расследования уголовных дел по жалобе потерпевшего, является дальнейшая либерализация уголовно-процессуального законодательства. Затем был рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан», основной целью которого является законодательное закрепление порядка пересчета заработков прошлых лет, принимаемых для исчисления размеров пенсий.

Сенаторы рассмотрели также законы, подготовленные в рамках реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, изложенной в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года.

В их числе Закон Республики Узбекистан «О конкуренции», подготовленный в целях дальнейшего регулирования отношений в области конкуренции на товарных и финансовых рынках. В частности, отмечалось, что одним из основных нововведений закона является распространение антимонопольного регулирования на рынок финансовых услуг. Как отметили сенаторы, принятие данного закона повысит прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в сфере конкуренции, обеспечит равные условия для деятельности субъектов предпринимательства, свободного перемещения товаров, свободу экономической деятельности, что является основным аспектом развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг.

Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях», направленный на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере телекоммуникаций, обеспечение защиты интересов пользователей и хозяйствующих субъектов, создание условий для широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественного и государственного строительства.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства об интеллектуальной собственности», подготовленный во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2011 года «Об образовании Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан».

В ходе заседания рассмотрены Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике» и Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения и дополнений в статьи 26 и 27 Закона Республики Узбекистан «О недрах», подготовленный на основе Постановления Президента Республики Узбекистан от 2 мая 2011 года «Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые».

После всестороннего обсуждения одобрен также Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О налоговом консультировании». По мнению сенаторов, принятие данного закона будет способствовать развитию рынка услуг по налоговому консультированию, обеспечению защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

На этом первый день работы седьмого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.

Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

УзА, Газета "Народное слово", 06.12.2011

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан