Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

Действенные формы парламентского контроля за исполнением законодательства

По мере развития парламентаризма в нашей стране, осуществления в этой сфере по инициативе главы государства реформ и обновлений, все более актуальными становятся вопросы дальнейшего совершенствования форм и методов парламентского контроля.

 
Актуальность данного вопроса объясняется необходимостью еще большего повышения организующей, творческой роли парламента в жизни общества, важностью его воздействия на общественные отношения. Парламентский контроль — сложный процесс, который проходит многие стадии при своей реализации, имеет свою специфику, свою последовательность и т. д. Все это составляет методы осуществления контрольных полномочий Олий Мажлиса, которые также основаны на законодательных актах и сложившихся парламентских традициях.
В последние годы к контрольно-аналитической деятельности Сенат Олий Мажлиса стал чаще привлекать ученых и специалистов, а также депутатов местных Кенгашей, представителей общественных объединений и органов самоуправления граждан, средств массовой информации. Прочно вошло в практику рассмотрение итогов проверок на коллегиях соответствующих министерств и ведомств, совещаниях в хокимиятах с участием не только членов Сената и проверяемых субъектов, но и должностных лиц соответствующих организаций. Это позволило повысить ответственность руководящих работников за неукоснительное соблюдение действующих нормативно-правовых актов, правильное и эффективное применение законов, повышение правовой культуры населения. Комитеты Сената Олий Мажлиса усилили контроль за реализацией своих рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, что способствует позитивному изменению положения дел на местах, повышению эффективности парламентской работы. Все чаще контрольные вопросы рассматриваются совместно структурами палат Олий Мажлиса и местными Кенгашами народных депутатов, что позволяет более глубоко, комплексно и всесторонне изучить ситуацию на местах, выходить на комплексное решение выявленных недостатков правоприменительной практики.
Так, в мае текущего года на заседании Комитета Сената Олий Мажлиса по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии, проведенным совместно с Ташкентским областным Кенгашем народных депутатов, были рассмотрены результаты изучения исполнения Закона «О лесе» в Ташкентской области.
На нем было обращено внимание на имеющиеся упущения в реализации Закона «О лесе». В частности, недостаточно ведется работа по возмещению ущерба с юридических и физических лиц, нарушивших отдельные нормы настоящего закона. Имеются случаи несвоевременного перевода площадей, на которых созданы новые леса, в категорию земель лесного фонда. Не уделяется должного внимания вопросам подбора и трудоустройства молодых специалистов, а также подготовки и переподготовки сотрудников. Конечно же, все эти замечания будут учтены при дальнейшем совершенствовании данного законодательного акта.
Это говорит о том, что подобная форма парламентского контроля позволяет не только улучшать состояние дел на местах по исполнению того или иного законодательного акта, но с учетом итогов изучения вырабатывать более совершенные механизмы его исполнения, вносить соответствующие изменения и дополнения в действующие законы.
В нашей стране парламентский контроль является одной из важнейших функций деятельности структур палат Олий Мажлиса.
Она непосредственно связана с мониторингом реализации законодательных актов, изучением эффективности применения и действия законов. Это позволяет выявлять нарушения и отклонения от заложенных в закон правовых норм и положений, вырабатывать рекомендации и требования об их устранении, готовить законодательные предложения об изменениях положений закона или отмене законодательного акта, вступающего в противоречие с условиями развития общественных отношений.
Парламентский контроль во многих странах с развитой демократией прежде всего связан с проблемами взаимоотношений законодательной и исполнительной власти. Согласно традиционной конституционной доктрине контроль, который парламент осуществляет над исполнительной властью, основывается на одном главном принципе: парламент выражает волю народа и поэтому должен быть в состоянии контролировать осуществление государственной политики. Парламент может различными способами осуществлять определенный контроль над органами исполнительной власти. Он, в частности, участвует в назначении должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть. В современных политических системах этому вопросу придается исключительное значение как одному из важных критериев, по которому определяется само понятие исполнительной власти и ее правовой статус.
Парламент реализует свои полномочия в этом направлении путем парламентских слушаний, отчетов и сообщений руководителей и должностных лиц центральных и местных органов исполнительной власти, а также посредством парламентских запросов и ответов членов правительства парламентариям. Эти полномочия были усилены изменениями и дополнениями, внесенными в статьи 78, 80, 93, 96 и 98 Конституции Республики Узбекистан в соответствии с идеями, выдвинутыми главой государства в «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране».
Одним из направлений контрольной деятельности Олий Мажлиса является заслушивание отчетов должностных лиц, утверждаемых или избираемых парламентом. Так, на заседании Кенгаша, пленарных заседаниях Сената периодически рассматривался отчет о работе Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, с которым выступал его председатель. В принятом по этому вопросу постановлении Сената были конкретные рекомендации по усилению работы по реализации законов, принятию законодательных мер по оздоровлению экологической обстановки в стране. В плане осуществления контроля рассматривались также отчеты Генерального прокурора Республики Узбекистан, председателя Центрального банка и других высших должностных лиц, после чего давались рекомендации по устранению недостатков в работе с законодательными актами.

Холмурод КАРИМОВ,
член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


УзА, Газета "Народное слово", 05.07.2011
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан