Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

Практика заслушивания и обсуждения отчетов должностных лиц Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Дальнейшее углубление демократических реформ, демократизация государственной власти и управления, деятельность двухпалатного парламента, усиление роли политических партий, повышение активности членов парламента и повышение профессионализма депутатов Законодательной палаты, необходимость сочетания интересов регионов с общегосударственными интересами в деятельности Сената требует дальнейшего совершенствования парламентского контроля.

Осуществление контроля над деятельностью органов государственной власти и управления по исполнению законов является важным направлением деятельности Сената Олий Мажлиса. Правовыми основами осуществления контрольных полномочий являются Конституция Республики Узбекистан, конституционные и другие законы, постановления Сената, регламент, а также другие правовые акты, утвержденные Кенгашем Сената Олий Мажлиса.
12 ноября 2010 года глава государства в своем программном докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» отметил, что растущий уровень политиче­ской культуры и общественного сознания населения страны и динамично развивающиеся процессы демократизации и либерализации общества, укрепление многопартийной системы создают необходимые предпосылки для того, чтобы обеспечить более сбалансированное распределение полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом — главой государства, законодательной и исполнительной властью.
На основе законодательных инициатив Президента был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)», в соответствии с которым расширены контрольные полномочия парламента, в частности, парламенту были предоставлены такие права, как выражение вотума недоверия Премьер-министру, заслушивание и обсуждение отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны.
В соответствии со статьей 78 Конституции контроль за исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан, рассмотрение отчета Счетной палаты Республики Узбекистан относится к совместному ведению Законодательной палаты и Сената.
В соответствии со статьей 8 Закона «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут заслушивать информацию отдельного члена Кабинета Министров по вопросам деятельности руководимого им органа государственного или хозяйственного управления и при необходимости внести на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложение о его отставке.
В соответствии со статьей 80 Конституции и статьей 9 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» к числу исключительных полномочий Сената относится заслушивание отчетов Генерального прокурора, председателя Государственного комитета по охране природы, председателя правления Центрального банка.
Постановлением Кенгаша Сената утвержден порядок рассмотрения таких отчетов, а также информации министра юстиции о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными органами и контролирующими структурами.
Заслушивание отчетов указанных должностных лиц сопровождается тщательной, предварительной контрольно-аналитиче­ской работой в ответственном комитете и эта процедура способствует проведению глубокого анализа, который позволяет сделать выводы о деятельности этих органов и принять правильное решение.
Так, представленные в Сенат документы изучаются в ответственном комитете, который организует подготовку необходимых материалов, связанных с рассмотрением отчета или информации.
На заседания ответственного комитета приглашаются представители государственных органов, негосударственных некоммерче­ских организаций, научных учреждений, специалисты и ученые, представители общественности и хозяйствующих субъектов, а также представители средств массовой информации.
Ответственный комитет Сената по итогам рассмотрения отчета или информации принимает решение, подготавливает проекты постановлений Сената по данным вопросам, запрашивает от государственных органов и других организаций, должностных лиц документы, экспертные и иные заключения, статистиче­ские и иные данные, связанные с рассмотрением отчета или информации.
При этом ответственным комитетом может быть создана рабочая группа для анализа отчета или информации и выработки предложений по проекту постановления Сената.
В состав рабочей группы по отчету включаются сенаторы, представители Генеральной прокуратуры, Государственного комитета по охране природы, правления Центрального банка, государственных органов и других организаций.
В состав рабочей группы по информации включаются сенаторы, представители Министерства юстиции, органов государственного управления, правоохранительных и контролирующих структур, указанных в представленной информации.
Рабочие группы анализируют представленный отчет и информацию, изучают состояние исполнения постановлений Сената, ранее принятых по данным вопросам.
По результатам рассмотрения отчета или информации ответственным комитетом Сената готовится проект постановления Сената. В проекте постановления Сената, например, по отчету Генерального прокурора излагаются сведения о проделанной работе, проводимой органами прокуратуры, состояние законности и борьбы с преступностью, а также рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности органов прокуратуры, обеспечению законности и борьбы с преступностью.
В проекте постановления Сената об информации министра юстиции о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами за предыдущий год, как правило, отражаются сведения о работе Министерства юстиции по обеспечению реализации единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики, в том числе сведения о состояния исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков в этом направлении. В проекте постановления могут быть также даны соответствующие рекомендации Кабинету Министров, Верховному суду и Высшему хозяйственному суду и другим органам и организациям.
Практика заслушивания Сенатом и его комитетами отчетов и информации должностных лиц органов государственной власти и управления по вопросам их деятельности, обсуждение на заседаниях комитетов, в том числе и выездных, итогов контрольно-аналитической деятельности по исполнению законов на местах дают определенные результаты, то есть улучшается деятельность органов государственной власти и управления.
Однако осуществление контрольных полномочий как Олий Мажлиса в целом, так и Сената в частности нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. Новой правовой основой такого совершенствования наравне с имеющимися нормами законов будет служить Закон
«О парламентском контроле», проект которого разрабатывается в настоящее время по реализации Концепции.

 С. Артыкова,
председатель Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


УзА, Газета "Народное слово", 02.07.2011
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан