Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Статьи Сенаторов

01.06.2011

«Хабеас корпус» — область применения расширяется

В соответствии с нормами Конституции Республики Узбекистан демократия в нашей стране базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу в Узбекистане показывает последовательность имплементации в национальное законодательство норм Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также других общепризнанных принципов и норм международного права.
Необходимо отметить, что к повышению роли суда в досудебном производстве Узбекистан идет с момента обретения независимости, закрепив основополагающие идеи на охрану и защиту законных интересов личности в судебном порядке в Основном законе — Конституции Республики Узбекистан.
Отдавая приоритет методу эволюционного развития, наше общество шаг за шагом продвигается по пути установления независимого судебного контроля за досудебным производством. Об этом свидетельствует и тот факт, что осуществление защиты прав и интересов человека в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики.
По инициативе Президента Ислама Каримова наша страна присоединилась к более 60 международным договорам, связанным с правами человека.
В Конституции Узбекистана каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Эта конституционная норма получила свое развитие и в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан. Необходимо отметить, что уголовно-процессуальные правоотношения являются той сферой отношений, которые наиболее чувствительны к правам человека, так как при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности возрастает риск нарушений конституционных прав граждан. И поэтому одним из важнейших принципов уголовного процесса является охрана прав и свобод граждан. В соответствии со статьей 18 УПК все государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовному делу, обязаны охранять права и свободы граждан, участвующих в уголовном процессе. За выполнением этих обязанностей указанными государственными органами и должностными лицами надзор осуществляется прокурором и судом.
Установление судебного порядка санкционирования заключения под стражу и продления его срока возлагает большую ответственность на судей по выявлению и установлению на ранних стадиях судопроизводства следственных ошибок, что позволяет обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов человека, оказавшегося в центре внимания правоохранительных органов.
Внедрение в национальное законодательство института «хабеас корпус» направлено также и на повышение авторитета суда, судебной власти. После принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу» почти все судьи прошли переподготовку в Центре повышения квалификации юристов Министерства юстиции Республики Узбекистан. На местах был проведен цикл семинаров, направленных на формирование у судей навыков применения норм указанного закона.
Анализ судебной практики по рассмотрению ходатайств прокурора о применении меры пресечения в виде заключения под стражу позволяет сделать выводы о действенности института «хабеас корпус». Эффективность применения института «хабеас корпус» в досудебном производстве способствовала принятию решения об установлении судебного порядка применения акта амнистии на досудебных стадиях уголовного процесса.
Внедрение судебного порядка применения акта амнистии явилось еще одним шагом по установлению судебного контроля в досудебном производстве и в стадии исполнения приговора. Данный порядок в целом служит интересам обеспечения законности применения акта амнистии и защиты прав лиц, в отношении которых применяется акт амнистии.
Но как отмечает Президент Ислам Каримов, масштабные задачи, которые стоят перед нами в области модернизации всей системы политических, экономических, государственно-правовых отношений, задачи по формированию гражданского общества, защиты прав и свобод человека ставят на повестку дня вопрос дальнейшей демократизации судебно-правовой системы. В этой связи Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, представленная Президентом Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года, является закономерным и логическим этапом на пути формирования правового государства с сильным гражданским обществом. Обозначенные в Концепции задачи затрагивают наиболее актуальные аспекты последовательной либерализации правовой системы страны. Особое внимание уделено дальнейшему расширению действия института «хабеас корпус» в уголовном процессе. Так, в Концепции предлагается осуществить передачу от прокурора органам суда полномочий по применению таких мер процессуального принуждения, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение на стадии досудебного производства.
Реализация указанных предложений решит ряд взаимосвязанных задач по усилению гарантий защиты прав и свобод человека в уголовном процессе. Прежде всего это позволит усовершенствовать правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан, расширит возможности для полной реализации конституционного принципа о незыблемости прав и свобод граждан. В целом, установление судебного порядка применения названных мер процессуального принуждения усилит судебный контроль при производстве дознания и предварительного следствия, расширит сферу применения института «хабеас корпус» в уголовном процессе, а также обеспечит реализацию общепризнанных принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод граждан.
Установление судебного порядка отстранения от должности и помещения лица в медицинское учреждение предполагает разработку и принятие закона, определяющего порядок и условия вынесения постановления следователем о возбуждении ходатайства перед судом о применении указанных мер процессуального принуждения, дачу согласия прокурором на возбуждение данного ходатайства в суд и судебной процедуры рассмотрения ходатайств об отстранении от должности или помещение лица в медицинское учреждение.
Кроме этого, необходимо будет определить порядок обжалования определения судьи о применении названных мер процессуального принуждения, а также внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты.
Принятие этих норм в виде законов должно повлечь за собой разработку и внедрение в практику целого комплекса мер, направленных на повышение квалификации не только работников правоохранительных органов, но и судей, принятие соответствующих постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, ведомственных нормативно-правовых актов, разъяснение сути и значения дальнейшей имплементации института «хабеас корпус» как среди населения, так и мировой общественности.
Все эти меры будут служить интересам либерализации и демократизации уголовно-процессуального законодательства, усилению гарантий защиты прав, свобод и законных интересов граждан в уголовном процессе.
Таким образом, расширение области применения института «хабеас корпус», являясь одним из факторов усиления судебного надзора, послужит продолжению работ по укреплению самостоятельности и независимости суда, судебного контроля на стадии досудебного производства.

Светлана АРТЫКОВА,
председатель Комитета Сената
по законодательству и судебно-правовым вопросам.


УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан