Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

НОВОСТИ

23 ноября 2010 года

Инициативы во имя обеспечения прав и свобод граждан


С целью гармонизации залоговых правоотношений

Как сообщалось, 3 декабря откроется очередное пленарное заседание верхней палаты парламента.
На заседании планируется рассмотреть одним из первых вопрос о докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» и задачах по усилению роли Сената Олий Мажлиса, представительных органов государственной власти на местах и демократическом обновлении и модернизации страны.
В этой Концепции выдвинут ряд законодательных инициатив, направленных на укрепление ветвей власти, в частности, повышение роли парламента и политических партий, совершенствование судебно-правовой системы, избирательного законодательства страны, развитие институтов гражданского общества, средств массовой информации, либерализации экономики.
Глава государства определил направления дальнейшего развития жизни общества и стратегические направления развития Узбе­кистана. В частности, особое внимание было обращено на реформирование судебно-правовой системы. Действительно, за годы независимости осуществлены масштабные организационно-правовые мероприятия, направленные на обеспечение независимости судов, поэтапное укрепление судебной власти, превращение ее в подлинный самостоятельный государственный институт, служащий надежной защите прав и свобод человека. Основой этих изменений и реформ стала идея обеспечения приоритетности закона и дальнейшего укрепления и совершенствования законодательной базы развития страны.
Вследствие значительного усиления гарантий судебной защиты граждан укрепилась вера граждан в справедливый суд. В этом немалую роль сыграло реформирование кассационной инстанции. Потому что благодаря введению апелляционного порядка пересмотра судебных дел теперь вышестоящая апелляционная инстанция может рассматривать дело без направления его на новое рассмотрение.
Граждане получили возможность при несогласии со вступившим в законную силу решением суда первой инстанции непосредственно защищать свои права и законные интересы в кассационной инстанции с участием адвоката. Таким образом практика келейного, закрытого рассмотрения жалоб граждан на решения судов первой инстанции полностью упразднена. Все это, как особо отметил глава государства, служит своевременному исправлению ошибок, допущенных судом первой инстанции, а также предупреждению неясностей в деятельности суда. Это подтверждают и приведенные в докладе цифры: если в 2000 году почти половина ошибок суда была исправлена в порядке контроля, то к концу 2009 года более 85 процентов подобных случаев устранено в порядке апелляции и кассации.
Специализация судов, внедрение институтов примирения и «хабеас корпус», вывод смертной казни из системы уголовного наказания — все это стало важным фактором защиты конституционных прав и свобод, законных интересов граждан. Примечательно, что эти изменения и обновления осуществлены непосредственно по инициативе главы государства.
В этом смысле новые законодательные инициативы по реформированию судебно-правовой сферы, озвученные Президентом на сов­местном заседании, имеют большое значение для дальнейшей демократизации жизни общества. Ибо в этих предложениях охвачены накопленный в годы независимости опыт государственности, уроки многолетней истории и традиции нашего народа. К тому же сегодняшние политические, экономические, социальные, государственно-правовые отношения предполагают дальнейшее углубление реформ в этой сфере.
Концепцией предлагается внести изменения и дополнения в главы 29 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. Согласно этим изменениям меры процессуального принуждения, применяемые на стадии досудебного производства, такие, как отстранение от должности и помещение в медицинское учреждение, предусматривается осуществлять только с санкции судьи.
Передача этих полномочий от прокурора судье усилит судебный контроль в процессах дознания и предварительного следствия, даст возможность расширить сферу применения в уголовном процессе института «хабеас корпус». Самое важное, что при защите прав и свобод граждан будет обеспечиваться реализация общепризнанных принципов и международных норм.
Высказанные предложения о внесении изменений и дополнений в действующее судебно-правовое и уголовное законодательство с точки зрения сегодняшних демократических реформ, о принятии новых законов, охватывающих отдельные стороны этой сферы, возлагают очень большую ответственность на представителей парламента. А значит, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан как территориальный представительный орган должен добиваться более полного отражения в принимаемых документах интересов регионов. Для этого требуется, чтобы на встречах с избирателями, сессиях местных Кенгашей, меро­приятиях постоянных комиссий активизировались депутатские группы, которые глубже подходили бы к каждому вопросу. Ибо, как отметил глава государства, парламент — это зеркало, показывающее жизнь общества. Значит, какие в обществе ни имелись бы мнения, взгляды и устремления, они должны находить свое отражение в парламентских дискуссиях и обсуждении. Только тогда парламент может выражать волеизъявление, добрые цели народа.
Светлана АРТЫКОВА,
председатель Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
по законодательству
и судебно-правовым вопросам.

УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан