Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

НОВОСТИ

18 декабря 2010 года

 

Рынок недвижимости и риэлторство

 

В докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената 
Олий Мажлиса 12 ноября Президент страны отметил, что требуется принятие новых законов, способствующих дальнейшему продвижению по пути к свободной рыночной экономике, востребованных логикой и динамикой рыночных преобразований, осуществляемых в Узбекистане. В числе этих правовых актов есть и Закон Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности».

Известно, что рынок недвижимости является одним из важных секторов рыночной экономики. Поэтому с первых лет независимости в нашей стране уделяется особое внимание формированию рынка недвижимости, созданию и совершенствованию правовых основ, связанных с ним отношений. В результате этого возник и новый вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг, связанных с заключением договоров, касающихся объектов недвижимости и права на них. На сегодняшний день такие организации рыночной инфраструктуры, как Республиканская биржа недвижимости, многоотраслевая биржа «Агросаноат», Республиканский аукцион недвижимости, «Пойтахт аукцион», ООО «Муниципал биржа», обеспечивают потребности хозяйствующих субъектов и населения в услугах подобного рода. Вместе с тем такие услуги оказываются и посредниками, которые среди населения называются «маклерами». Их деятельность до настоящего времени не была урегулирована правовыми документами.

Следует отметить, что в развитых государствах мира услуги по передаче права на недвижимое имущество могут оказывать только специалисты — риэлторы на договорной основе.
В нашей стране также возникла необходимость в отдельном законодательном акте, регулирующем риэлторскую деятельность. Исходя из этого, сенаторами одобрен Закон Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности».
Он имеет большое значение, так как направлен на поэтапное развитие правовых основ риэлторской деятельности, а также на создание системы, гармонизирующей интересы участников рынка недвижимости и государства.
Не секрет, что оказываемые сегодня посреднические услуги на рынке недвижимости нельзя назвать качественными. Ведь на практике такой деятельностью занимается любое лицо, зачастую даже люди, не имеющие никакой профессиональной подготовки. Доходы «маклеров» не декларируются, и от этой деятельности не платятся налоги в бюджет. К тому же из-за отсутствия контроля и координации со стороны государственных органов в договорах по купле-продаже недвижимости и особенно в документах, оформ ляемых с посредничеством «маклеров», встречается много недостатков. Это подтверждается фактом: только за 2007—2009 годы в Высшем хозяйственном суде было рассмотрено более 1 500 дел, связанных с нарушением прав потребителей со стороны посредников на рынке недвижимости. 
Реализация данного закона создаст правовую основу для решения ряда актуальных проблем в сфере. К ним относятся прежде всего лицензирование риэлторской деятельности, определение профессиональных требований, внедрение обязательного страхования гражданской ответственности, контроль над деятельностью риэлторов. В то же время определены разрешенные виды риэлторской деятельности. Также будут конкретно указаны права и обязанности риэлторских организаций (риэлторов) и заказчиков риэлторских услуг.
Нормативные положения, нашедшие свое отражение в законе, включают в себя практические механизмы регулирования данного вида деятельности. В законе определяется суть понятий «риэлтор», «риэлтор ская организация», «риэлторская деятельность», виды услуг и основные условия их осуществления, правовое положение субъектов этой сферы.
Согласно закону риэлторская организация — это коммерческая организация, не занимающаяся другими видами деятельности. Она вправе осуществлять все виды установленных законодательством риэлторских услуг. А риэлтор, являющийся физическим лицом, который осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, на рынке недвижимого имущества может оказывать только информационные и консультативные услуги. Также в законе отдельной статьей отражены полномочия специально уполномоченного государственного органа, регулирующего риэлторскую деятельность.
Здесь следует остановиться и на Законе «О внесении дополнения в приложение № 1 к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222-II «О Перечне видов деятельно сти, на осуществление которых требуются лицензии».
В нашей стране пока не было введено лицензирование риэлторской деятельности как вида предпринимательской деятельности. А это, в свою очередь, создавало риэлторам условия уклоняться от ответственности за качество услуг и результаты своей деятельности, а также скрывать получаемые доходы. Также контролирующие и правоохранительные органы не имели достаточных полномочий, чтобы ограничить деятельность риэлторов, оказывающих некачественные услуги. Исходя из этого, риэлторская деятельность включается в вышеназванный Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, как новый вид предпринимательской деятельности.
Реализация этих законов в жизнь создаст правовые основы риэлторской деятельности и будет служить защите прав и интересов участников рынка недвижимости.

 

К. ЭРГАШЕВ, 
член Комитета Сената Олий Мажлиса 
по вопросам бюджета 
и экономическим 
реформам.


УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан