Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

НОВОСТИ

12 августа 2010 года

В целях гармонизации законодательных норм »

Как уже сообщалось в печати, на исходе текущего месяца состоится третье пленарное заседание верхней палаты Олий Мажлиса.  На его рассмотрение планируется внести солидный пакет вопросов, имеющих важное значение в дальнейшем поступательном развитии нашего общества. В их числе и Закон «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Законодательной палатой  и направленный в Сенат для одобрения.

Говоря об этом документе, необходимо отметить, что в годы независимости в нашей стране были  приняты законы, обеспечивающие правовые основы демократического правового государства и справедливого гражданского общества. Они служат прежде всего защите прав человека и обеспечению его законных интересов.

На эти цели направлен и Закон Республики  Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который был принят в 1999 году. Он регулирует общественные отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения происхождения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения их негативных последствий, а также обеспечивает правовое регулирование устранения чрезвычайных ситуаций.

В последующий период с целью определения правового статуса службы спасения, осуществляющей деятельность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и работников данной службы — спасателей, а также регулирования отношений в сфере организации, функционирования и ликвидации спасательных служб и структур,  в 2008 году был принят Закон Республики Узбекистан «О спасательной службе и статусе спасателя».

Эти два закона являются логическим продолжением друг друга, поэтому использованные в них нормы, понятия и правовые термины нуждаются в гармонизации. Так, в Законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» даны определения таких основных понятий, как «чрезвычайные ситуации», «защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «предупреждение и устранение чрезвычайных ситуаций». А в Законе «О спасательной службе и статусе спасателя» эти понятия применены в новой редакции, исходя из выражений и терминов, используемых на практике, в общественной реальности и международных документах. В частности, в нем в связи с уточнением основного состава сил, устраняющих чрезвычайные ситуации, вместо некоторых выражений Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» применены другие. Например, вместо вышедшего из общего употребления выражения «невоенизированная структура» использовано выражение «спасательные службы и спасательные структуры».

С учетом вышеизложенного и исходя из требований времени, возникла необходимость во внесении изменений в законодательство, то есть в единообразном применении в законах терминов и понятий, касающихся защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим в Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  вносятся соответствующие изменения.

Таким образом, основная цель настоящего закона — это приведение норм текущего законодательства в соответствие с Законом Республики Узбекистан «О спасательной службе и статусе спасателей» в целях единообразного употребления, толкования терминов и понятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В действующей редакции второго, четвертого и пятого абзацев статьи 2 «Основные понятия» Закона Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 20 августа 1999 года определены понятия «чрезвычайная ситуация», «предупреждение чрезвычайных ситуаций», «ликвидация чрезвычайных ситуаций».

Однако, как говорилось выше, согласно закону Республики Узбекистан «О спасательной службе и статусе спасателей» от 26 декабря 2008 года, эти же понятия изложены в новой редакции.

В связи с этим, учитывая положения абзаца четвертого статьи 14 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» от 14 декабря 2000 года, определяющие, что «в случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее», предлагается изложить вышеперечисленные понятия в новой редакции, а внесение изменений в абзац второй части второй статьи 8, абзац пятый части первой статьи 9, абзац четвертый статьи 11 Закона Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает замену определенных слов, исходя из необходимости единообразного толкования законов Республики Узбекистан в сфере чрезвычайных ситуаций.

Изменение, вносимое в часть вторую статьи 22, предусматривает замену словосочетания «по оздоровлению окружающей природной среды, восстановлению жизнедеятельности граждан и объектов производственного и социального назначения» на словосочетание «по восстановлению жизнедеятельности граждан, функционирования объектов производственного и социального назначения и оздоровлению окружающей природной среды», исходя из первостепенности конституционных принципов защиты прав, свобод и интересов человека.

Гармонизация этих юридических понятий, несомненно, будет способствовать более эффективному соблюдению правовых актов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ю. ТУРСУНБАЕВ,
председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности.

УзА
Газета "Народное слово" 12 августа 2010 г.

Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан