Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

НОВОСТИ

4 декабря 2010 года

Информационное сообщение о четвертом пленарном заседании Сената

Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

3 декабря в Ташкенте открылось четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан И. Собиров.

Свою работу сенаторы начали с рассмотрения вопроса о докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» и задачах по усилению роли Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представительных органов государственной власти на местах в демократическом обновлении и модернизации страны на 2010 и последующие годы.

Отмечалось, что данный доклад главы нашего государства стал важнейшим событием в политической и общественной жизни страны. В нем дан глубокий анализ процесса общественно-политических и социально-экономических преобразований, осуществленных в стране за годы независимости, всесторонне осмыслены основные достижения Узбекистана в проведении демократических и экономических реформ, определены приоритетные направления строительства правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, формирования гражданского общества.

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года получил позитивный отклик среди мировой общественности и сегодня продолжает широко комментироваться в СМИ видными государственными, политическими и общественными деятелями, учеными и экспертами зарубежных стран.

Положения и выводы, исходящие из разработанной и выдвинутой руководителем государства Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, нацелены на достижение главной стратегической цели – построение правового демократического государства с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемого в мире общества, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, его права и свободы. Концепция стала результатом глубокого осмысления хода внутренних реформ и общемировых демократических процессов. Она является программным документом в деле модернизации политической системы страны, новым этапом в реформировании и демократизации Узбекистана.

Сенаторы в своих выступлениях, целиком и полностью одобряя положения и выводы разработанной Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым концепции, подчеркнули, что претворение в жизнь поставленных Президентом страны Исламом Каримовым задач требует от Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, местных Кенгашей народных депутатов, каждого сенатора и депутатов всех уровней высокой инициативы, повышения эффективности законотворческой деятельности и действенности парламентского контроля, обеспечения в своей деятельности гармоничного сочетания общегосударственных и региональных интересов. Важнейшей задачей Кенгаша, комитетов и комиссий Сената, местных органов представительной власти является доведение до широкой общественности, каждого гражданина Республики Узбекистан сути и содержания концепции.

После всестороннего обсуждения вопроса с учетом основных направлений дальнейшей демократизации государственной власти и управления, реформирования судебно-правовой системы, развития информационной сферы и обеспечения свободы слова и информации, совершенствования избирательного законодательства, формирования и развития институтов гражданского общества, углубления рыночных реформ и либерализации экономики, определенных в концепции, сенаторы одобрили Программу действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации основных положений и выводов разработанной Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, изложенной в его докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года. После всестороннего обсуждения по данному вопросу было принято соответствующее Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Затем сенаторы приступили к рассмотрению вопроса о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2011 год. Сенаторы отметили, что главный финансовый документ страны разработан с учетом обеспечения макроэкономической стабильности, реализации Антикризисной программы мер на 2009–2012 годы и сильной социальной политики и направлен на достижение высоких темпов роста ВВП, формирование диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, дальнейшее повышение благосостояния и уровня жизни населения.

В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули, что в то время когда в большинстве стран мира в результате мирового финансово-экономического кризиса имело место существенное падение роста экономики, процессы стагнации производства, продолжение увеличения внешнегосударственного долга, в Узбекистане благодаря реализуемой глубоко продуманной Антикризисной программе мер на 2009–2012 годы по предотвращению и нейтрализации последствий мирового финансово-экономического кризиса, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым, не только сохранен уровень производства, но и обеспечены высокие темпы экономического роста, а также обеспечивается выполнение Государственного бюджета Республики Узбекистан с профицитом.

На заседании отмечалось, что налоговая политика страны в 2011 году будет направлена на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, стимулирование модернизации, технического и технологического перевооружения производства, повышение доходов граждан и увеличение их покупательной способности, совершенствование налогового администрирования, а также на укрепление доходной части местных бюджетов. В частности, в целях увеличения реальных доходов населения в следующем году будет снижена ставка налога на доходы физических лиц по первой и средней шкале налогообложения на один процентный пункт. Также предусматривается снижение базовой ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий с 7 до 6 процентов. Данная мера, по расчетам, позволит оставить в распоряжении хозяйствующих субъектов в 2011 году более 50 миллиардов сумов, которые дадут им возможность расширить производство, ускорить проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий.

Особо отмечалось, что Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2011 год предусматривает увеличение доли расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения с 58,9 процента в 2010 году до 59,5 процента в 2011 году, что составляет 13,1 процента к ВВП. К примеру, главный финансовый документ страны предусматривает обеспечение дальнейшего неуклонного повышения доходов и уровня жизни населения путем дальнейшего повышения размеров заработной платы, стипендий, социальных пособий и пенсий в размерах, опережающих темпы инфляции, повышение эффективности использования бюджетных средств, расширение внебюджетных источников финансирования, оптимизацию структуры и сети бюджетных учреждений, усиление адресности социальной помощи населению, создание надежных и постоянных источников финансирования капитальной реконструкции и ремонта, оснащения мебелью, современной компьютерной техникой и учебно-лабораторным оборудованием общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей путем создания внебюджетного Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений. После всестороннего обсуждения сенаторы приняли Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан об одобрении Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011 год.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год». Отмечалось, что закон вносит изменения и дополнения в отдельные статьи Налогового кодекса Республики Узбекистан, целью которого является устранение разночтений между отдельными статьями, нормами кодекса и внесение уточняющих норм, а также спорных ситуаций, возникающих между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы.

Закон также предусматривает усиление административной ответственности должностных лиц за уклонение от выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также граждан и должностных лиц за сокрытие численности работников и незаконный наем.

В связи с тем, что статьей 27 Налогового кодекса Республики Узбекистан ставки налогов и других обязательных платежей устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан, в Закон Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» вносится изменение о том, что ставки импортных и экспортных таможенных пошлин устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан. В часть вторую статьи 12 «Внеплановые проверки» Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» внесены изменения, предоставляющие право контролирующим органам осуществлять внеплановые проверки в случаях необходимости проведения проверок, вытекающих из решений Президента Республики Узбекистан или правительства Узбекистана.

Законом также вносится ряд дополнений и поправок в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, направленных на регулирование вопросов порядка исчисления налога и других обязательных платежей, определения налогооблагаемой базы, налогообложения оборотов по реализации хлопкового волокна внутриреспубликанским потребителем. Кроме того, изменения, внесенные в статью 208 Налогового кодекса Республики Узбекистан, предусматривают освобождение от налога на добавленную стоимость услуг по сдаче в аренду государственного имущества, а также услуги, оказываемые санаториями, лечебницами, профилакториями, курортами, пансионатами, домами и зонами отдыха, детскими лагерями отдыха и другими организациями отдыха в рамках их основной деятельности, независимо от того, оказываются они юридическими лицами или структурными подразделениями юридических лиц. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели и одобрили Программу создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2011 год, разработанную Кабинетом Министров Республики Узбекистан с целью обеспечения повышения занятости, доходов, уровня и качества жизни населения, эффективного использования трудового потенциала территорий и отраслей экономики, усиления ответственности Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов за создание рабочих мест и решение вопросов занятости населения.

Сенаторы отметили, что программа основана на результатах анализа и оценки текущих и перспективных потребностей рынка труда, ожидаемых итогов работы по созданию рабочих мест в 2010 году, а также реализации намеченных на 2011 год мероприятий по обеспечению устойчивого роста экономики и развития территорий, в том числе в соответствии с Антикризисной программой мер на 2009–2012 годы.

Основные направления и прогнозные параметры Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2011 год определены с учетом потребностей в рабочих местах для трудоустройства временно не работающих граждан (безработных), молодежи, впервые входящей на рынок труда, работников, высвобождаемых в ходе структурных преобразований в экономике, а также всех имеющихся возможностей и резервов создания новых рабочих мест.

Программой предусматривается создание в 2011 году 956,2 тысячи новых рабочих мест за счет реализации Инвестиционной программы, программ локализации отраслевых программ модернизации и технологического перевооружения производства, создания малых предприятий и микрофирм, развития частного предпринимательства, развития надомного труда, создания и расширения фермерских и дехканских хозяйств, специализирующихся на птицеводстве, рыбоводстве, пчеловодстве, производстве плодоовощной и другой продукции, развития производственной и социальной инфраструктуры, расширения работ по благоустройству населенных пунктов, строительства и ремонта автомобильных и железных дорог и др.

Программой предусмотрены организационные меры по обеспечению выполнения прогнозных параметров создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в 2011 году. В частности, будет установлен мониторинг с ежемесячным рассмотрением хода выполнения программ создания рабочих мест по областям, районам, городам, отраслям, конкретным объектам, по результатам которого будут разрабатываться и приниматься дополнительные меры, направленные на обеспечение утвержденных заданий по созданию рабочих мест.

Затем члены верхней палаты рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Узбекистан о государственных символах и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», направленный на дальнейшее совершенствование порядка пользования государственными символами и предусматривающий внесение изменений и дополнений в законы «О Государственном флаге Республики Узбекистан», «О Государственном гербе Республики Узбекистан», «О Государственном гимне Республики Узбекистан», а также в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности.

Отмечалось, что закон вносит изменения и дополнения в вышеуказанные законодательные акты Республики Узбекистан о государственных символах Республики Узбекистан, регламентирующие случаи поднятия флага на зданиях, в залах заседаний, служебных кабинетах, воинских формированиях Вооруженных Сил Республики Узбекистан, а также нанесения изображения флага на воздушные суда Узбекистана, номерные знаки автотранспортных средств и другие. Закон конкретизирует случаи помещения изображения герба на фасадах зданий, в залах заседаний, служебных кабинетах, на бланках нормативно-правовых актов, печатях и бланках документов государственных органов, официальных изданиях государственных органов, денежных знаках Республики Узбекистан и других.

Кроме того, в вышеуказанных законах устанавливается запрет на использование изображения флага и герба в коммерческих целях для продвижения товаров, а также включение их элементов в реквизиты документов или рекламные материалы негосударственных организаций. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели и одобрили законы Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности» и «О внесении дополнения в приложение № 1 к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222–II «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии». Отмечалось, что основной целью данных законодательных актов является создание системы правового регулирования риэлторской деятельности в Узбекистане, обеспечивающей баланс интересов участников рынка недвижимости и государства, направленный на поэтапное ее развитие, а также благоприятных условий для занятия профессиональной риэлторской деятельностью. В Законе «О риэлторской деятельности» даются понятия риэлторской деятельности, риэлторской организации и риэлтора и их правовое положение, устанавливаются основные условия осуществления риэлторской деятельности.

Законы направлены на установление обязательного лицензирования риэлторской деятельности и квалификационных требований к риэлторам, улучшение качества риэлторских услуг, введение страхования гражданской ответственности риэлторов, обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей риэлторских услуг.

Было отмечено, что одобрение вышеуказанных законов существенно расширит законодательство, регулирующее рынок недвижимости, обеспечит защиту законных прав потребителей риэлторских услуг, позволит создать механизмы надлежащего контроля за выполнением риэлторскими организациями (риэлторами) принимаемых на себя обязательств, обеспечит устойчивое развитие первичного и вторичного рынков недвижимости, оптимизирует взаимоотношения всех участников данного рынка.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Трудовой кодекс Республики Узбекистан», разработанный в соответствии с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 2009 года. Отмечалось, что основной целью данного закона является усиление зависимости размеров пенсий от вклада граждан в формирование средств внебюджетного Пенсионного фонда, обеспечение сбалансированности его доходов и расходов.

Закон направлен на дальнейшее совершенствование действующей системы пенсионного обеспечения граждан путем внесения изменений и дополнений в пенсионное законодательство по вопросам учета трудового стажа, предоставления права на льготную пенсию, условий и порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсий. В частности, вносимые изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» предусматривают отмену с 1 января 2011 года назначения новых пенсий инвалидам III группы, при этом за ними сохраняются предусмотренные законодательством льготы по трудоустройству, первоочередному предоставлению и сохранению рабочих мест, льготному предоставлению технических или иных средств (протезно-ортопедические изделия, кресла-коляски, слуховые аппараты, костыли и другие), оказанию услуг по бытовому и транспортному обслуживанию. Законом устанавливается минимальный срок трудового стажа, необходимого для получения права на назначение пенсии при неполном трудовом стаже работы, регулируются вопросы предоставления льгот по досрочному выходу на пенсию отдельным категориям работников, а также вопросы возмещения предприятиями и организациями средств, покрывающих расходы на выплату пенсий, назначенных по случаю потери кормильца, умершего (погибшего) вследствие трудового увечья или профессионального заболевания по вине предприятия и организации.

Внесенные законом изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Узбекистан предусматривают предоставление права работодателю инициировать прекращение трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста, обязывают работодателя письменно предупредить работника не менее чем за два месяца о своем намерении прекратить трудовой договор при достижении работником пенсионного возраста, а также выплачивать неустойку в случае досрочного прекращения срочного трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», разработанный во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2010 года «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность», а также постановления Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2009 года «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности».

Отмечалось, что основной целью данного закона является вовлечение выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность и дальнейшая поддержка и развитие предпринимательской деятельности.

Данным законом вносится соответствующее изменение в статью 5 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», которое устанавливает, что в случаях, когда при заключении микрофирмами и малыми предприятиями трудовых договоров с выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений страны предельный норматив среднегодовой численности занятых работников, установленный законодательством, превышается не более чем на 20 процентов, за ними сохраняются льготы, гарантии и права, предусмотренные для микрофирм и малых предприятий. При этом превышение численности допускается при условии, что со дня окончания выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан прошло не более трех лет.

Принятие данного закона будет способствовать дальнейшему стимулированию и развитию микрофирм и малых предприятий, увеличению их доли в экономике, созданию ими новых рабочих мест, трудоустройству выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших учебных заведений, гарантировать защиту их прав и интересов. Закон одобрен сенаторами.

Далее при рассмотрении Закона Республики Узбекистан «О внесении изменения и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» сенаторы отметили, что данный закон направлен на регламентирование вопросов об административной ответственности за нарушение установленной законодательством обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности работодателя.

Данным законом Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополняется статьей 49-2, которая предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

Закон создаст нормативно-правовую основу для обеспечения контроля за исполнением работодателем установленной законодательством обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнения в статьи 15 и 18 Закона Республики Узбекистан «О страховой деятельности», основной целью которого является совершенствование законодательства Республики Узбекистан о страховой деятельности. Отмечалось, что необходимость принятия данного закона обусловлена реформой, проводимой на страховом рынке страны. Закон основан на законодательстве Республики Узбекистан, регулирующем страхование, а также лицензирование отдельных видов деятельности.

Вносимые законом изменения и дополнение в статьи 15 и 18 Закона Республики Узбекистан «О страховой деятельности» предусматривают устранение обстоятельства, препятствующего обеспечению единообразного применения норм законодательства о страховой деятельности, а также закрепление сложившейся практики лицензирования страховой деятельности страховщиков и страховых брокеров. Закон одобрен сенаторами. Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Узбекистан «О естественных монополиях», основной целью которого является уточнение сферы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также дальнейшая модернизация системы железнодорожного транспорта, внедрение современных методов и механизмов государственного регулирования в сферу железнодорожных перевозок, включая инфраструктуру железных дорог.

Внесение данного изменения вызвано необходимостью совершенствования государственного регулирования вопросов использования инфраструктуры железных дорог с учетом опыта зарубежных стран в условиях усиления рыночного механизма и развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок, установления предельных уровней тарифов на внутрисистемные услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», направленный на устранение имеющихся противоречий и несоответствий в некоторых законодательных актах Республики Узбекистан, которые препятствуют обеспечению единообразного применения норм законодательства.

Отмечалось, что в действующем с 17 января 2005 года Законе Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях», направленном на регулирование отношений в области организации, охраны и использования охраняемых природных территорий, вместо понятия «особо охраняемые природные территории» в соответствии с международными стандартами использовано понятие «охраняемые природные территории».

Сенаторы рассмотрели и приняли Закон Республики Узбекистан «О погребении и похоронном деле», инициированный Генеральным прокурором Республики Узбекистан. Отмечалось, что данный закон направлен на формирование правовых основ погребения и похоронного дела, установление гарантий осуществления погребения и организацию мест погребения, а также упорядочение правоотношений в этой сфере.

Принятие данного закона позволит привести национальное законодательство в сфере погребения и похоронного дела в соответствие с международными стандартами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан», основной целью которого является совершенствование норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Узбекистан, связанных с институтом освобождения от ответственности или наказания ввиду деятельного раскаяния.

Закон создаст правовую базу для обеспечения правильного и единообразного применения на практике норм института освобождения от уголовной ответственности или наказания ввиду деятельного раскаяния, призван стимулировать сотрудничество лиц с правоохранительными органами в целях своевременного выявления особо опасных латентных преступлений и предотвращения их последствий, а также гарантировать лицам этой категории освобождение от ответственности либо от наказания. Закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы четвертого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.


Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан


УзА, Газета "Народное слово"
Авторские права © 2005 Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан