Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

27 марта 2009 г.

К очередному пленарному заседанию Сената Олий Мажлиса
По пути интеграции в мирохозяйственную систему

В Узбекистане, как и во многих других государствах СНГ, действует множество нормативных документов, таких, как СанПиН, СНиП, фармакопейные статьи, экологические, пожарные, ветеринарные, энергетические, транспортные правила. При всей  необходимости эти документы, устанавливающие обязательные требования в сфере технического регулирования, создают определенные сложности для производителей продукции и услуг, особенно в осуществлении ими внешнеторговых операций

Такое положение дел не соответствует международной практике и нормам соглашений Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам, в которых стандартизация основывается на добровольности применения стандартов, а обязательные требования сконцентрированы в другом документе. Этот документ, независимо от его юридического статуса, имеет название «технический регламент».

Международная система технического регулирования включает в себя установление технических норм, а также их оценку и подтверждение. По этой упрощенной схеме работают практически все страны мира. Например, Европейское сообщество выпускает пять видов правовых документов, три из которых являются юридически обязательными. К ним, в частности, относятся директивы, устанавливающие общие цели для стран — членов ЕС, регламенты, содержащие  требования, обязательные для соблюдения норм безопасности, определения эксплуатационных характеристик изделия, при этом оставляющие право конструктивных решений за изготовителем. Эти документы призваны регламентировать правила маркировки продукции, ее размещения на рынке. В число документов этой категории входят и  решения, являющиеся юридически обязательными не для Евросоюза в целом, а лишь для конкретных субъектов, например, физических лиц, компаний или отдельных государств-членов.

К числу документов, не являющихся юридически обязательными, относятся резолюции, рекомендации и добровольные стандарты.

Чтобы перейти на международную систему технического регулирования, каждая страна создает ее правовые основы.

Положения соглашений Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам предусматривают обязательность раскрытия в законопроекте вопросов, связанных с подготовкой, принятием и применением технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия.

Закон «О техническом регулировании», который намечается рассмотреть на предстоящем пленарном заседании Сената, ставит своей целью совершенствование правового регулирования отношений в области технического регулирования. Он направлен на совершенствование действий государственной системы стандартизации в области технического регулирования с учетом требований международной практики, гармонизацию законодательства  страны с требованиями международных стандартов в этой области, установленными требованиями соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам. Его принятие будет способствовать формированию единого законодательного инструмента, определяющего основные права субъектов системы технического регулирования, а также цели и приоритеты государственной политики в этой сфере, устранению существующих барьеров в торговле.

Учитывая длительность разработки технических регламентов, а также необходимость гармонизации с международными стандартами, предусмотрен переходный период (примерно 10 лет). За этот срок планируется разработать технические регламенты взамен действующих нормативно-правовых документов. Они будут разрабатываться по программам, ежегодно утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Согласно Закону «О техническом регулировании», функ-ция технического регулирования закрепляется за Кабинетом Министров Республики Узбекистан и органами государственного управления.

Законом предусмотрено создание экспертных комиссий и экспертных советов в области технического регулирования при органах государственного и хозяйственного управления как элементов структуры государственного технического регулирования. А для взаимодействия с юридическими и физическими лицами, а также соответствующими международными организациями в области технического регулирования  — информационного центра, владеющего нормативными документами и другой информацией в данной сфере.

В законе раскрыты основные понятия, цели, принципы, системы технического регулирования, виды технических регламентов, их содержание, порядок их разработки и принятия, государственный надзор за техническими регламентами и финансирование.

Технические регламенты должны быть приняты в целях обеспечения безопасности окружающей среды, жизни, здоровья человека и защиты потребительских и государственных интересов.

Принятие Закона «О техническом регулировании» гармонизирует нормы национального законодательства с международными требованиями и соглашениями ВТО, создаст правовые основы для конкретизации и выработки политики государства в области технического регулирования, подготовки соответствующих программ по разработке технических регламентов. Более того, это усилит взаимодействие органов государственного и хозяйственного управления в области технического регулирования, обеспечит прозрачность и действенность его механизма, сократит вмешательство контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства и, самое главное, облегчит международную торговлю.

Несомненно, в условиях развивающегося в мире финансового и экономического кризиса принятие Закона Республики Узбекистан «О техническом регулировании» будет способствовать дальнейшему развитию производства продукции, работ и оказанию услуг, устранит существующие барьеры в международной торговле, смягчит последствия кризиса в экономике нашей страны.

Хайрулла ИБРАГИМОВ,
член Комитета Сената Олий Мажлиса по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии

УзА.
(Газета «Народное слово» 27 марта 2009 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан