Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

26 марта 2009 г.

Олий Мажлиса К XVIII пленарному заседанию Сената
В целях улучшения качества услуг

Одним из законов, включенных в повестку дня очередного пленарного  заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, является Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О почтовой связи». Рассказать о сути и значении данного правового акта корреспондент «Народного слова» попросила члена Комитета Сената  по вопросам науки, образования, культуры и спорта Хамратош ШАДИЕВУ:

— В условиях ускоренного развития сферы информационно-коммуникационных технологий появилось множество новых средств и видов связи. Тем не менее мы продолжаем пользоваться и услугами почтовой связи, которая в течение многих веков помогает сокращать дальние расстояния. Сегодня почта не только доставляет письма, бандероли, посылки, печатные издания и разные сообщения, но еще выполняет социальные задачи.

Отношения в сфере регулируются действующим Законом «О почтовой связи». Целями внесения в него некоторых изменений и дополнений являются обеспечение устойчивого функционирования сети поч-товой связи, защита интересов потребителей услуг почтовой связи, а также обеспечение потребностей в почтовой связи для нужд государственного управления, обороны страны и охраны правопорядка.

К тому же с развитием сферы услуг наряду с традиционными понятиями «адресат», «поч-товая связь», «почтовый перевод» мы стали широко пользоваться  и рядом других, более современных понятий. Поэтому в новый закон, который будет скоро рассмотрен сенаторами, введены такие новые понятия, как «абонементный почтовый шкаф», «курьерские отправления», «курьерские услуги», «контрольные сроки», «почтовые услуги», «секограмма».

Основными принципами в сфере почтовой связи, как известно, считается доступность услуг почтовой связи для всех пользователей, единство стандартов, норм и правил, соблюдение тайны переписки, свобода транзита почтовых отправлений. Теперь, согласно предлагаемой редакции закона, включены еще такие принципы, как соблюдение прав и законных интересов пользователей, соблюдение тайны курьерских отправлений и свобода транзита курьерских отправлений.

Большое значение в нашей сегодняшней жизни имеют и вопросы  государственного регулирования и управления в сфере почтовой связи, — продолжила сенатор. — Так, в соответствии со статьей 5 государственное регулирование осуществляется посредством формирования единой научно-технической политики в данной сфере, лицензирования, сертификации, налогообложения и других инструментов, предусмотренных законодательством. Государственное управление осуществляется специально уполномоченным органом. На него возложены функции по формированию государственных программ развития почтовой связи, утверждению тарифов на универсальные услуги. К числу полномочий специально уполномоченного органа законом также отнесено формирование государственной коллекции государственных знаков почтовой оплаты и определение порядка использования франкировальных машин.

Кроме того, по новому закону услуги почтовой связи разделены на почтовые услуги и курьерские услуги. Согласно статье 9, почтовыми услугами являются пересылка и доставка (вручение) почтовых, в том числе международных, отправлений, переводов денежных средств, а также пересылка и доставка (вручение) почтовых, в том числе международных, отправлений в режиме ускоренной почты. Курьерскими услугами являются пересылка и доставка (вручение) курьерских, в том числе международных, отправлений. В статье 10 на законодательном уровне раскрывается содержание Правил оказания услуг почтовой связи. Они представляют собой требования по организации обслуживания, в них указаны порядок использования именных вещей (штампов, штемпелей, печатей) операторов почтовой связи, стандарты оформления почтовых и курьерских отправлений, сроки их хранения, порядок задержки и осмотра почтовых и курьерских отправлений, условия их досылки и возврата.

Как определено в нормах закона, в рамках услуг почтовой связи будут оказываться и универсальные услуги. К ним относятся почтовые услуги по удовлетворению нужд пользователей по пересылке и доставке (вручению) почтовых карточек, писем, бандеролей и мелких пакетов в пределах Республики Узбекистан по доступным ценам, а также почтовые услуги по удовлетворению нужд слепых и учреждений для слепых в обмене секограммами.

В новой редакции Закона Республики Узбекистан «О почтовой связи» сохранены нормы о льготах и преимуществах при пользовании услугами почтовой связи, об обеспечении сохранности почтовых отправлений и денежных средств, об использовании неврученных почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств, о тайне переписки и почтовых отправлений, об ограничениях при пересылке почтовых отправлений. Данные нормы переработаны с учетом введения нового понятия «курьерские отправления».

В действующем законе были определены права и обязанности операторов, провайдеров почтовой связи и пользователей. Вносимые теперь изменения предусматривают ограничение прав операторов и провайдеров. Это связано с отдельным определением  исключительных прав национального оператора почтовой связи.  Так, право помещать изображение Государственного герба Республики Узбекистан на почтовые вагоны и почтовые ящики, представлять и защищать в пределах своих полномочий интересы Республики Узбекистан в области почтовой связи при взаимодействии с операторами других государств и в международных организациях, а также право пересылать простые письма и почтовые карточки, оказывать услуги по доставке (вручению) государственных пенсий и пособий являются исключительными правами национального оператора почтовой связи. 

В Законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О почтовой связи» предусмотрены также нормы об ответственности операторов и провайдеров почтовой связи, о правилах и сроках предъявления претензий, о порядке разрешения споров в области создания и функционирования почтовой связи, об ответственности за нарушение законодательства о почтовой связи. В соответствии со статьей 23 Всемирной почтовой конвенции установлено, что пользователи услуг почтовой связи несут ответственность за вред, причиненный другим пользователям услуг, операторам или провайдерам почтовой связи, возникший вследствие вложения в почтовые и курьерские отправления предметов и веществ, запрещенных к пересылке, или в результате их ненадлежащей упаковки.

Словом, как отметила Х. Шадиева, вносимые в законодательство изменения и дополнения послужат коренному улучшению качества оказываемых услуг почтовой связи и дальнейшему совершенствованию правовых отношений в этой сфере.

УзА.
(Газета «Народное слово» 26 марта 2009 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан