Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

24 марта 2009 г.

К очередному пленарному заседанию Сената Олий Мажлиса
В годы независимости в нашей стране сформирована необходимая законодательно-правовая база для осуществления оценочной деятельности, созданы экономические стимулы для ее активного развития, существенно упрощен порядок выдачи лицензий

В то же время, как отмечалось в постановлении Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг», практическая деятельность оценочных организаций не удовлетворяет возросшим современным требованиям. Оценочные работы в ряде случаев проводятся формально и на низком профессиональном уровне, не обеспечивается должная ответственность оценочных организаций за объективность оценки реальной стоимости приватизируемых объектов и качество оказываемых услуг.

На основе этого документа главы государства Кабинетом Министров Республики Узбекистан 18 июня 2008 года был внесен в Законодательную палату проект закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности». Закон принят нижней палатой парламента и направлен в Сенат для рассмотрения.

Как рассказал член Комитета Сената по вопросам бюджета и экономическим реформам Абдурашид АЛТИЕВ, данный правовой акт направлен на дальнейшее развитие системы независимой оценки, повышение профессионального уровня и качества оценочных услуг, внедрение эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций, усиление их ответственности за результаты и объективность производимых ими оценочных работ, а также обеспечение эффективной защиты прав потребителей в этой сфере.

Законом предусматривается внесение изменений и дополнений в одиннадцать статей Закона «Об оценочной деятельности», а также включение в него новых пяти статей.

В частности, в статьи 3, 20, 21 внесены изменения, определяющие, что оценочной деятельностью вправе заниматься только юридические лица — оценочные организации. В этой связи закон дополняется статьей 41, устанавливающей правовой статус оценочных организаций, порядок и условия их создания. А создаваться они могут в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. При этом обязательным условием является соблюдение ими минимальных требований к штатной численности и размеру уставного фонда.

 Так, в соответствии с вышеуказанным постановлением главы государства оценочные организации, осуществляющие оценку движимого имущества, должны иметь в штате не менее двух, недвижимого — не менее трех, бизнеса — четырех оценщиков. А размер их  уставного фонда, соответственно, должен быть не менее 1 500, 2 000, 2 500-кратного размера минимальной заработной платы.

Согласно статье 41 обязательным требованием для всех оценочных организаций стало наличие страхового полиса, подтверждающего вступление в силу обязательств страховщика по договору страхования их гражданской ответственности. Ею также вводится норма, запрещающая органам государственной власти и управления создавать оценочные организации и осуществлять оценочную деятельность. Руководителем оценочной организации должен быть оценщик, имеющий квалификационный сертификат оценщика. Оценщик может быть учредителем (участником) только одной оценочной организации.

Понятие «оценщик» раскрывается в новой статье 42. Оценщики привлекаются к проведению оценочных работ, если они состоят в штате оценочной организации либо с ними заключен договор гражданско-правового характера. Они могут принимать участие в качестве специалистов в проводимых контролирующими или правоохранительными органами проверках и других мероприятиях только на основании договора, заключенного между оценочной организацией и этими органами.

Статьей 43, которой дополняется закон, вводится понятие «помощник оценщика». Она определяет условия труда помощника оценщика, предусматривает его ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, полученных при проведении оценки, определяет порядок учета стажа его работы, необходимого для получения квалификационного сертификата в оценочной деятельности. 

Статья 15 закона дополняется нормами, подчеркивающими обязанность оценочных организаций соблюдать лицензионные требования. В частности, они обязаны предъявлять заказчику лицензию на право осуществления оценочной деятельности, свой квалификационный сертификат, предоставлять информацию о требованиях законодательства об оценочной деятельности, сообщать о выявленных в ходе проведения оценки объекта фактах причинения убытков, а также о других правовых нарушениях. В число их обязанностей входит обеспечение хранения в течение трех лет отчетов об оценке,  предоставление по письменному запросу объединений оценочных организаций и оценщиков информации для рейтинговой оценки оценочных организаций, а также обеспечение ежегодного обучения оценщиков на курсах повышения квалификации.

Закон также дополняется статьей 151, определяющей основные виды дополнительных профессиональных услуг, которые могут оказываться оценочными организациями. В их числе экспертиза достоверности отчетов об оценке, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов, автоматизация процесса оценки и внедрение информационных технологий в оценочной деятельности, проведение научно-исследовательских работ в этой сфере и распространение их результатов.

Изменения в статье 16 закона конкретизируют случаи, когда при наличии определенных оснований не допускается проведение оценки того или иного объекта. В частности, если заказчик является оценщиком оценочной организации, если оценочная организация и ее оценщик являются учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком заказчика оценочных работ. К указанным основаниям относятся случаи, когда  оценочная организация и ее оценщик имеет имущественный интерес в объекте оценки, или если оценщик состоит с лицами, имеющими имущественный интерес в объекте оценки, в близких родственных отношениях.

Изменения в статье 17 вводят дополнительные требования, предъявляемые к содержанию отчета о проведении оценочных работ. Отчет об оценке должен содержать цель оценки объекта оценки, вид определяемой его стоимости, сведения о квалификационном сертификате оценщика (оценщиков), проводивших оценку конкретного объекта. В случае если оценка проводилась несколькими оценщиками, в отчете указывается выполненная ими работа в процессе подготовки отчета.

Закон также дополняется статьей 181 «Оспоримость отчета об оценке», устанавливающей порядок проведения проверки достоверности отчета путем его проверки другой оценочной организацией. Данная статья содержит порядок проведения экспертизы отчета об оценке, подготовки экспертного заключения, создания экспертной комиссии для проведения экспертизы материалов оценки в спорных ситуациях, устанавливающей назначения  повторной экспертизы.

Изменения в статье 19 закона конкретизируют виды ответственности оценщика и оценочной организации. Вторая из них несет ответственность перед заказчиком за причинение ему ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Возмещению подлежат убытки, включая упущенную выгоду, причиненные заказчику в результате некачественного или ненадлежащего проведения оценки объекта оценки. А оценщик несет перед оценочной организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате своей недобросовестной работы, разглашения конфиденциальных сведений или иных действий, повлекших убытки для оценочной организации.

Вступление в силу данного закона позволит еще более активизировать деятельность оценочных организаций, повысить их объективность и профессионализм, интенсивнее развивать этот рынок в нашей стране, а также усилить защиту потребителей оценочных услуг.

 

УзА.
(Газета «Народное слово» 24 марта 2009 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан