Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

20 марта 2009 г.

К очередному пленарному заседанию Сената Олий Мажлиса

Слова, вынесенные в заголовок, в полной мере можно отнести к такому понятию, как права и свободы человека, закрепленному в нашей стране на конституционном уровне, обеспечению которого в Узбекистане придается первостепенное значение.

На это направлены углубление процесса демократизации и либерализации общественной жизни, широкомасштабные мероприятия по повышению правовой грамотности и правового сознания населения, осуществляемая в республике судебно-правовая реформа, повышение эффективности деятельности государственных правозащитных институтов, а также дальнейшее совершенствование законодательства, касающегося обеспечения прав и свобод граждан.

Еще одним важным шагом в этом направлении станет рассмотрение на очередном пленарном заседании верхней палаты парламента Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана)».

Проект данного правового акта был разработан Министерством юстиции во исполнение Указа Президента  Республики Узбекистан от 1 мая 2008 года «О Программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека». Закон принят Законодательной палатой Олий Мажлиса и поступил в Сенат для одобрения.

Он направлен на дальнейшее совершенствование национальной законодательной базы и правоприменительной практики по исполнению норм закона  об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, а также на усиление координации и сотрудничества между омбудсманом и органами исполнительной власти, судами, правоохранительными органами в сфере соблюдения прав человека.

Закон состоит из восьми статей. Вносятся изменения и дополнения в законы Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Таможенный кодексы Республики Узбекистан в части более конкретной регламентации вопросов обеспечения гарантий неприкосновенности Уполномоченного. Это право пользования иммунитетом при задержании, право освобождения от определенных форм таможенного контроля, право проведения встреч и бесед с задержанными и лицами, содержащимися под стражей, а также ограничение цензуры переписки Уполномоченного с осужденными. В связи с этим Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный и Таможенный кодексы дополняются нормами, которые не были в них регламентированы.  

В частности, часть вторая статьи 216 Уголовно-процессуального кодекса дополняется нормой, обязывающей администрацию мест исполнения процессуального принуждения создавать задержанным и арестованным условия для встреч и бесед с парламентским омбудсманом. Одновременно статья 18 Уголовно-исполнительного кодекса, устанавливающая порядок посещения мест отбывания наказания, дополняется частью второй о праве Уполномоченного беспрепятственно посещать учреждения по исполнению наказаний при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

В УПК также вносятся изменения, связанные с вопросом реализации Уполномоченным права неприкосновенности. В частности, статьей 223 предусматривается включение парламентского омбудсмана в перечень лиц, пользующихся иммунитетом при задержании. Таким образом процессуально закрепляется право Уполномоченного на неприкосновенность и решение вопроса о его задержании. А в статью 40 («Переписка осужденных») и статью 79 («Переписка осужденных») УИК вносятся изменения, ограничивающие действия администрации по цензуре переписки осужденного с Уполномоченным.

Действующим законодательством о парламентском омбудсмане не допускается привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения Уполномоченного. В связи с этим часть вторая статьи 50 Таможенного кодекса дополняется нормой, предусматривающей, что личный багаж  Уполномоченного освобождается от таможенного досмотра.

Законом Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» установлено, что у Уполномоченного имеется заместитель, избираемый палатами Олий Мажлиса. В связи с этим статьи законов «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» дополняются положением о заместителе Уполномоченного. В частности, предусматривается, что статья 23 Закона
«О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и статья 19 Закона «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» будут регламентировать норму об избрании Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) и его заместителя.

Другие дополнения, внесенные в законодательство о регламенте палат Олий Мажлиса отдельными статьями, определяют порядок рассмотрения вопроса о лишении Уполномоченного неприкосновенности. Представление Генерального прокурора Республики Узбекистан о получении согласия на привлечение Уполномоченного к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу или применение мер административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, рассматривается в течение десяти дней Законодательной  палатой, а в период между сессиями палаты — ее Кенгашем с последующим утверждением его постановления по данному вопросу на заседании Законодательной палаты. Постановление нижней палаты или ее Кенгаша о даче согласия на лишение омбудсмана неприкосновенности принимается тайным голосованием. Принятое постановление о даче согласия на привлечение Уполномоченного к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу или применение мер административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, незамедлительно направляется в Сенат. Отказ Законодательной палаты дать согласие на лишение Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) неприкосновенности является обстоятельством, исключающим в отношении него производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административное взыскание, налагаемое в судебном порядке, и влекущем прекращение таких дел.

Вступление в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана)» позволит активнее осуществлять продвижение государственной политики по обеспечению и защите прав и законных интересов человека, углубить процессы формирования демократического правового государства и открытого гражданского общества в нашей стране.

Мавжуда РАДЖАББОВА,

председатель Комитета Сената Олий Мажлиса
по законодательству
и судебно-правовым вопросам.

УзА.
(Газета «Народное слово» 20 марта 2009 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан