Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

19 августа 2009 г.

К ХIХ пленарному заседанию Сената Олий Мажлиса

На исходе минувшей недели  Кенгаш Сената Олий Мажлиса принял постановление о созыве девятнадцатого пленарного заседания верхней палаты парламента 28 августа текущего года.

На нем намечается рассмотреть пакет законов, направленных на дальнейшее углубление реформ в социально-экономической, судебно-правовой, гуманитарной и других сферах, принятых Законодательной палатой, а также ряд актуальных вопросов, входящих в компетенцию сенаторов.
В числе этих правовых актов и Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах». Раскрыть суть и значение этого документа корреспондент «Народного слова» попросил сенатора Абдурашида АЛТИЕВА.
— Без преувеличения можно отметить, что знаковым шагом в дальнейшем продвижении страны по пути организации современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск продукции, отвечающей мировым стандартам и востребованной на мировом рынке, является Указ Президента Республики Узбекистан Ислама  Каримова «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области».
В нем определен целый комплекс мер по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, прежде всего прямых, для успешного решения вышеназванных задач путем внедрения высокопроизводительного оборудования и техники, технологических линий и  модулей, инновационных технологий. При этом для иностранных инвесторов, которые будут вести хозяйственную деятельность на территории свободной индустриально-экономической зоны (СИЭЗ), предусматривается целый ряд преференций. В частности, они будут освобождены от уплаты земельного налога, налога на имущество, прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Республиканский фонд школьного образования на тот или иной период в зависимости от объема внесенных прямых инвестиций. Документ предусматривает создание и других благоприятных условий для успешной деятельности зарубежных инвесторов на территории СИЭЗ.
К проекту создания СИЭЗ в Узбекистане проявили огромный интерес многие иностранные компании, в том числе и азиатские, с которыми уже подписаны соглашения о сотрудничестве в его реализации. Сегодня на территории СИЭЗ уже полным ходом идут работы.
Новым мощным правовым импульсом в дальнейшем развитии свободных экономических зон как в Навоийской, так в перспективе и в других областях, станет Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах», разработанный на основе вышеназванного указа главы государства.
Остановлюсь на некоторых новациях этого правового акта.
Так, указом руководителя страны определен срок функционирования свободной индустриально-экономической зоны «Навои» и особый правовой режим, действующий на ее территории. В соответствии с этим документом в действующий закон вносятся изменения о том, что создание и продление срока функционирования свободной экономической зоны осуществляется на основании постановления Президента Республики Узбекистан, ее границы определяются Кабинетом Министров. Решение о прекращении статуса СЭЗ принимается главой государства.
Как известно, первая в республике свободная экономическая зона, согласно указу Президента, создана в виде свободной индустриально-экономической зоны. В связи с этим указанный вид СЭЗ вносится в действующий закон  в качестве одного из видов свободных производственных зон.
В него также внесены изменения, предполагающие, что бюджет свободной экономической зоны  формируется от поступлений за сдачу в аренду земли, зданий и сооружений, находящихся в пользовании и управлении Административного совета СЭЗ, за оказание услуг и других поступлений, не запрещенных законодательством. При этом принимается во внимание, что положение по каждой СЭЗ утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Настоящим законом уточняется, что в свободной экономической зоне может быть введен упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, страховая защита участников хозяйственной деятельности на ее территории осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством  нашей страны.
Особо хотелось бы отметить, что в целях обеспечения единообразного применения терминов и во избежание возникновения разночтений в законодательстве одна из его норм, в частности, статья 20 «Органы управления свободной экономической зоной», излагается в редакции, соответствующей указу Президента Республики Узбекистан.
Изменен также порядок образования Административного совета, осуществляющего координацию деятельности свободной экономической зоны. Он образуется Кабинетом Министров. 
В действующий закон внесены дополнения, расширяющие полномочия Административного совета СЭЗ в сфере осуществления отбора инвесторов для размещения в свободной экономической зоне, координации деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах по вопросам, связанным с функционированием СЭЗ.
Законом устанавливается, что дирекция свободной экономической зоны является юридическим лицом, которая создается в порядке, установленном законодательством. Кроме того, расширяются ее полномочия в сфере осуществления контроля за надлежащим выполнением обязательств инвесторов, отобранных Административным советом, регистрации участников хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) на территории свободной экономической зоны.
В закон также внесены изменения, касающиеся обеспечения единообразного применения правовых актов, перечня льгот и преференций, предоставляемых участникам СЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности, приведения законодательства  в соответствие с практикой создания и функционирования свободных экономических зон.
В соответствии с действующей практикой в закон  внесен ряд уточняющих редакционных изменений.

Вступление в силу данного правового акта будет способствовать дальнейшему углублению структурных реформ в экономике, модернизации и диверсификации производства при активном привлечении прямых иностранных инвестиций, мобилизации инновационного и регионального ресурсного потенциала для организации современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск продукции, отвечающей мировым стандартам и востребованной на мировом рынке.

УзА.
(Газета «Народное слово» 19 августа 2009 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан