Новости Сената Олий Мажлиса

<< Назад |                                                                

19 июня 2009 г.

Час сенатора » ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Выборы являются одним из важнейших событий  в политической жизни каждой страны. Они определяют вектор дальнейшего развития общества. Как считают специалисты, свободные  выборы — это  самый цивилизованный и демократический инструмент формирования представительной власти, обладающей всей полнотой легитимности как среди международного сообщества, так и среди населения страны.  Их неотъемлемыми составляющими являются качественное избирательное законодательство, демократическая практика проведения выборов и их соответствие международным стандартам в этой сфере.

Демократическо-правовая конструкция избирательного законодательства Республики Узбекистан опирается на международные избирательные стандарты. А его архитектурным каркасом,  учитывающим особенности  и   своеобразие политической культуры, избирательный опыт, уровень правового развития государства, расстановку политических сил в обществе является национальное законодательство. Есть в этой конструкции и цементирующий элемент, придающий ей особую прочность. Это нормативно-правовые акты Центральной избирательной комиссии, которые призваны обеспечить оперативное разрешение споров, снабдить методологической и нормативной базой избирательный процесс и его субъектов. Этот элемент, благодаря своей гибкости, учитывает практику и разнообразие жизненных ситуаций, которые не предусмотрены законодательством. 

Международные избирательные стандарты представляют собой универсальные демократические правила, понятные для всех, потому что в их основе лежат фундаментальные политические и правовые ценности для государственных институтов, общества в целом, стремящихся обеспечить права и свободы человека и гражданина.  Хотя история развития избирательного права уходит вглубь веков, однако на наднациональном уровне международное сообщество признало право на самоопределение, право гражданина на участие в управлении страной, право избирать и быть избранным только в двадцатом столетии, после Второй мировой войны.

Универсальной международной организацией, впервые закрепившей права и свободы человека в глобальном масштабе, была и остается ООН. Одним из основополагающих документов  в сфере международных стандартов является Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основные права и свободы, в том числе и «право на участие в управлении своим государством непосредственно или через посредство избранных представителей».

В соответствии со статьей 21 Всеобщей декларации прав человека «воля народа должна быть основой власти правительств; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Методология, заложенная в этот основополагающий документ ООН, сыграла важную роль для развития международно-правовых норм в сфере избирательных стандартов. На основе фундаментальных прав и свобод человека и гражданина ООН были сформулированы важнейшие принципы избирательного права — всеобщее равное прямое избирательное право граждан при соблюдении тайны голосования, обеспечивающее свободу волеизъявления.

Каждый гражданин имеет право голосовать на любых общегосударственных выборах и референдумах, проводимых в его стране. При этом право на участие в голосовании не зависит от грамотности или любого другого образовательного ценза. Принцип равного избирательного права предусматривает, что каждый гражданин вправе участвовать в выборах на равных основаниях и каждый голос имеет одинаковую силу. Соблюдение принципа прямого избирательного права означает, что граждане проявляют волеизъявление по отношению к кандидату и (или) списку кандидатов. Тайность голосования подразумевает, что каждому избирателю должна быть предоставлена возможность не раскрывать, за кого он голосовал или будет голосовать. При этом никто не должен пытаться получить от него, прямо или косвенно, сведе­ния о том, как он голосовал или намерен это сделать. Что касается такой функциональной характеристики, как периодич­ность, то в международных документах не уста­новлены конкретные сроки проведения выборов, это определяется, исходя из внутренних условий и потребности общества. Свободные, справедливые, подлинные выборы обеспечивают граж­данам и иным участникам избирательного процесса возможность без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор. Они создают всем участникам избирательного процесса равные правовые усло­вия, предоставляют избирателям право проявить реальное волеизъявление.

В соответствии с общепризнанными нормами международные избирательные стандарты должны быть имплементированы и отражены в национальных законодательствах.  Так, в законодательстве Узбекистана общепризнанные демократические стандарты избирательного права закреплены в Конституции, законах Республики Узбекистан «О референдуме Республики Узбекистан», «О выборах Президента Республики Узбекистан»,  «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан»,  «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной  комиссии Республики Узбекистан», «О Сенате» и в других нормативно-правовых актах. 

Следует отметить, что международные избирательные стандарты — это не единый универсальный инструмент, обеспечивающий свободные, открытые выборы во всех странах, ибо даже самый универсальный механизм не может учесть всех сторон социально-исторического уклада каждого общества. Каждая страна в социальном, политическом, культурном, правовом смысле уникальна и неповторима, и было бы неверно все государства ставить в единые рамки. Национальное законодательство Узбекистана, исходя из общественного развития и расклада политических сил, постоянно совершенствуется. Не учитывать эти процессы — значит игнорировать прогрессивное развитие общества.  Повышение активности политических сил, как важнейшего института гражданского общества, нашло свое отражение в Конституционном Законе Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», а также в Законе Республики Узбекистан «О внесении поправок в отдельные статьи (статья 89; п.15 статьи 93; ч. 2 статьи 102) Конституции Республики Узбекистан».  Законодательно  закреплены термины «фракции политических партий»,   «фракция политической партии, объявившая себя парламентской оппозицией»,  впервые на уровне конституционного закона  обеспечивается защита прав оппозиции. Политические партии, их фракции в парламенте, партийные группы в Кенгашах народных депутатов получили право контроля над структурами соответствующего уровня исполнительной власти. Последние изменения и дополнения в статью 77 Конституции Республики Узбекистан и 13 законов отражают демократические процессы и изменения, происходящие в обществе. Расширен состав депутатов нижней — Законодательной палаты, который будет состоять из 150 депутатов вместо 120. Выдвигать своих кандидатов могут только политические партии,  в то же время дается возможность Экологическому движению Узбекистана направлять своих 15 представителей в Законодательную палату, избранных его высшим органом —  конференцией. Демократия — это прежде всего процесс.  В соответствии с этим принципом демократизируется и избирательный процесс. Так, введен институт уполномоченного представителя политической партии, который наделен правом участвовать в подсчете голосов, что повышает объективность и прозрачность. Таким образом, сделан еще один значительный шаг по дальнейшему совершенствованию института избирательного права и на предстоящих выборах нам предстоит их реализовать.

Хотелось бы отметить еще один аспект. При проведении выборов принято придерживаться принципов, закрепленных в статье 2 Устава ООН, в частности, принципа уважения национального суверенитета. Международные и национальные наблюдатели должны давать оценку  соблюдению международных стандартов и национальных норм избирательного законодательства. Однако, как считают представители миссии наблюдателей СНГ, зачастую в последние годы возникает разница между оценками миссии ОБСЕ и миссии СНГ, хотя международные избирательные стандарты одни и те же. Оценка избирательного процесса через политическую призму «двойных стандартов»  снижает авторитет наблюдателей от некоторых международных организаций, вызывает у населения сомнение в объективности их выводов.

Узбекистан — центральное геополитическое государство региона, от сохранения в нем мира и стабильности зависит стабильность и геополитическая ситуация в Центральной Азии.   Таким образом, проведение выборов в стабильном правовом поле имеет не только внутриполитическое, но и геостратегическое значение.

Сурайе АДИЛХОДЖАЕВА,
член Комитета Сената
Олий Мажлиса по внешне-политическим вопросам,
доктор юридических наук.

УзА.
(Газета «Народное слово» 19 июня 2009 года)

© Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан